3 декабря 2025
🏗️ Самолёт – Обзор облигаций и эмитента
📌 Одним из лидеров по привлекательности на рынке долга является застройщик Самолёт, поэтому сегодняшний обзор будет посвящен именно ему.
1️⃣ О КОМПАНИИ:
• Самолёт – крупнейший российский девелопер, основанный в 2012 году. Занимает 1 место среди застройщиков РФ по объёму текущего строительства.
2️⃣ ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ:
• В 1 полугодии 2025 года выручка год к году не выросла (171 млрд рублей), а чистая прибыль упала в 2,6 раза до 1,8 млрд рублей. Из 25 млрд рублей операционной прибыли 24,9 млрд рублей ушло на процентные расходы. Это означает снижение коэффициента покрытия процентов (ICR) до 1x (при ниже 1x Самолёт не сможет покрыть процентные расходы, придётся занимать ещё больше или продавать земельные участки).
• Долговая нагрузка на высоком уровне: Чистый долг/EBITDA = 3,1x; Чистый долг/Капитал = 6,2x. Из позитива – на конец октября средневзвешенная ставка по кредитному портфелю составила 11% (на конец июня была 13%). Но 78% долга – это краткосрочные займы, и скоро придётся их рефинансировать. По облигационному долгу ближайшая оферта в феврале у выпуска БО-П13 объёмом на 24,5 млрд рублей.
3️⃣ ОБЛИГАЦИИ:
• Сейчас у Самолёта в обращении 12 выпусков облигаций (общий объём 94 млрд рублей). Кредитный рейтинг А с прогнозом «стабильный» от АКРА и А+ с прогнозом «негативный» от НКР.
• В таблицу поместил все 12 выпусков, но подробные параметры всех не поместятся в один пост, поэтому опишу их кратко:
1) Без оферты всего 5 выпусков из 12. Среди них самый большой купон у выпуска БО-П16 RU000A10BFX7 – 25,5% от номинала и текущая купонная доходность 22%.
2) Среди выпусков без оферты самая большая доходность к погашению у выпуска БО-П18 RU000A10BW96 – 20,4%. У него же самый длинный срок погашения – в июне 2029 года. При этом и БО-П16, и БО-П18 стоят уже сильно дороже номинала – 116,1% и 113,6% соответственно.
3) Есть единственный флоатер БО-П14 RU000A1095L7 с купоном «ключевая ставка + 2,75%». Одна из самых высоких текущих купонных доходностей (21,1%) среди флоатеров с таким кредитным рейтингом.
4) У 4 выпусков из 12 – оферта в течение 2-8 месяцев, в порядке близости оферты: БО-П13 RU000A107RZ0 , БО-П04 $RU000A0ZZZZ2 , БО-П05 $RU000A100Q50 , БО-П15 RU000A109874 . Первые два из них формально имеют доходность к оферте 36,6% и 34,3% – важно учитывать, что это доходность в годовом выражении с учётом оферты через 2-3 месяца (из разряда «заработал за день +1%, значит получил доходность +365% годовых»).
5) С офертой в 2027 году есть 2 выпуска: БО-П11 RU000A104JQ3 и БО-П06 RU000A100QA0 . Интерес может представлять БО-П11 с текущей доходностью купона 25,5% и доходностью к оферте 25,1%.
6) У выпуска 01 $RU000A0JWYJ0 уже была оферта, после которой купон повысили с 16% до 26%. Но погашение уже в октябре 2026 года, и у многих брокеров на данный момент этого выпуска нет в каталогах.
7) Новый уникальный выпуск БО-П21 RU000A10DCM3 даёт возможность конвертировать облигации в акции. Здесь много дополнительных условий, но по моим расчётам БО-П21 станет выгоднее других выпусков Самолёта, только если акции вырастут за 1 год на ≈55% или за 3 года на ≈75%, весьма рискованная ставка.
✏️ ВЫВОДЫ:
• Стоит понимать, что после даты оферты Самолёт может поменять купон в любую сторону. Если захотят выкупить весь выпуск, могут предложить и купон 0,01%. Если есть понимание оферты и готовность следить за сроками, может быть интересен выпуск БО-П11. Если нет желания связываться с офертой, то на выбор есть возможность зафиксировать высокую доходность к погашению (БО-П18) или зафиксировать высокую купонную доходность (БО-П16).
• Лично меня всё ещё настораживают как фин. устойчивость Самолёта, так и в целом проблемы в секторе, поэтому добавлять компанию в портфель пока не планирую. К посту прикрепил собственную таблицу с облигациями Самолёта.
👍 Поддержите пост реакциями, если было интересно.
#хочу_в_дайджест #прояви_себя_в_пульсе #пульс_оцени #облигации SMLT