18 сентября 2025
Единорогами называют стартапы с оценкой в $ 1 миллиард или более. Для большинства таких компаний требуется многие годы для того, чтобы пройти этап ликвидности. Взять хотя бы Twitter, который провел свое первое публичное предложение через семь лет после своего основания в 2006 году. Или Uber, который провел IPO спустя десятилетие работы в 2019 году. Не стоит забывать и о SpaceX, компании Илона Маска, которая привлекла многомиллиардные инвестиции и стала единорогом, не выходя на IPO.
Но когда же единороги делают выход, будь то успешное IPO или покупка, или же неуспешное банкротство или ликвидация? По данным исследования Ильи Стребулаева, с 1997 по 2022 год, был проанализирован срок существования 595 единорогов.
Путь единорогов от основания до выхода
Вот как распределились выходы единорогов за последние 25 лет:
• 1 год - 10 компаний, пример таких компаний - YouTube.
• 2 года - 31 компания, пример такой компании - Instagram.
• 3 года - 41 компания, пример таких компаний - Groupon.
• 4 года - 43 компании, пример таких компаний - Zynga.
• 5 лет - 36 компаний, пример таких компаний - Salesforce.
• 6 лет - 51 компания, пример таких компаний - Alphabet (Google).
• 7 лет - 35 компаний, пример таких компаний - Tesla.
• 8 лет - 59 компаний, пример таких компаний - Zoom.
• 9 лет - 44 компании, пример таких компаний - Coursera.
• 10 лет - 45 компаний, пример таких компаний - Uber Technologies.
• 11 лет - 46 компаний, пример таких компаний - WeWork.
• 12 лет - 35 компаний, пример таких компаний - Airbnb.
• 13 лет - 18 компаний, пример таких компаний - Credit Karma.
• 14 лет - 19 компаний, пример таких компаний - SimilarWeb.
• 15 лет - 15 компаний, пример таких компаний - 23andMe.
• 16 лет - 11 компаний, пример таких компаний - Sonos.
• 17 лет - 12 компаний, пример таких компаний - Roblox.
• 18 лет - 6 компаний, пример таких компаний - Squarespace.
• 19 лет - 9 компаний, пример таких компаний - Vizio.
• 20 лет и более - 17 компаний, пример таких компаний - Cytek.
В среднем, единороги делали выход через восемь лет после начала своего бизнеса. К такому решению пришли такие компании, как Facebook, LinkedIn и Indeed. Отдельно стоит выделить компанию Slack, которая была приобретена Salesforce после бурного роста на рынке корпоративных мессенджеров.
В общих чертах существует три основные стратегии выхода: выход на IPO, покупка или ликвидация/банкротство.
1.Наиболее известными являются IPO, или первичные публичные предложения. Это самый распространенный способ выхода для единорогов при благоприятных рыночных условиях. В 2021 году было проведено 79 IPO единорогов по всему миру с доходом в $83 миллиарда. Однако в 2022 году количество IPO резко упало до 13, что составляет уменьшение на 84%, а доходы сократились на 94% до $5.3 миллиарда.
2.Менее распространенный способ выхода для единорога — это SPAC (special purpose acquisition company). С помощью SPAC компания создает оболочку, которая привлекает деньги на IPO и объединяется с частной компанией для ее вывода на биржу. Такой подход использовали WeWork и BuzzFeed.
3.Также существует прямое публичное предложение, в рамках которого продается существующая акция без участия андеррайтера. Хотя раньше это рассматривалось как более дешевая альтернатива IPO, некоторые известные единороги использовали прямые публичные предложения, включая Roblox и Coinbase.
По мере роста оценок единорогов и их публичных листингов, покупки становятся менее частыми. Кроме того, многие крупные компании начали выкупать акции с 2022 года для укрепления доверия инвесторов вместо участия в покупках. Замедление активности выхода
Хотя рост единорогов был экспоненциальным за последнее десятилетие, активность выхода практически остановилась в 2023 году.
На момент второго квартала 2023 года только восемь единорогов в США сделали выход. К ним относятся Mosaic ML, стартап в области искусственного интеллекта, и компания по переработке углерода LanzaTech.
Пока неясно, является ли это затишье в выходах единорогов временным.