9 декабря 2025
Минфин показывает стабильность, экономика остывает, а нефтянка хандрит.
Минфин опубликовал предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь-ноябрь.
• Ключевые цифры (январь–ноябрь 2025)
— Доходы: 32,9 трлн руб. (+0,7% г/г)
— Расходы: 37,2 трлн руб. (+12,5% г/г)
— Дефицит: 4,28 трлн руб.
Кратко:
Бюджет показывает довольно интересную динамику, особенно если сравнивать с непростой первой половиной года. Несмотря на то что дефицит на отметке 4,28 трлн руб., что почти на четыре триллиона больше прошлогоднего уровня, структура движения доходов и расходов выглядит куда стабильнее, чем можно было бы ожидать.
Подробно:
— Доходы — 32,9 трлн рублей (+0,7% г/г).
Темпы минимальные, это особенно заметно на фоне снижения нефтегазовых поступлений (-22,4%), Цена нефти сделала то, что она умеет лучше всего — разочаровывать оптимистов 😄. Минфин пишет, что риски по нефтянке растут, и основным буфером остаётся ФНБ.
В такой конфигурации Минфину нужен более слабый рубль $USDRUB. Крепкий рубль — это мечта ЦБ, но головная боль для Минфина. Поэтому здесь интересы у ведомств, как обычно, сходятся не до конца.
Зато ненефтегазовая база продолжает тянуть бюджет (+11,3% г/г), давая Минфину уверенность, что доходная часть года закроется согласно плану.
Доходы от НДС сбавляют темп роста. +6,0% г/г против +6,2% г/г. — потребление продолжает остывать.
Минфин на это всё реагирует изменяя прогноз: в уточнённом бюджете на 2025 год ненефтегазовые доходы понижены. То есть ведомство официально признаёт замедление экономики, пусть и в мягких формулировках.
— Расходы — 37,2 трлн рублей (+12,5% г/г).
Можно с уверенностью констатировать, что пик волны роста уже позади, в октябре–ноябре траты даже снизились на 7,9% г/г. Но фундаментальная картина проста: государство продолжает играть роль главного источника спроса. Тут ничего не меняется. Государственные закупки +35,7% г/г — лишнее доказательство.
— Дефицит — 4,28 трлн руб.
Цель по году — около 2,6% ВВП — достижима, но в первую очередь благодаря заранее переписанным правилам и корректировкам прогнозов.
Структурный первичный баланс ожидается чуть лучше цели (+1,3% ВВП). Но это улучшение скорее техническое: доходная динамика замедляется, и показатель выходит в плюс не потому, что экономика растёт, а потому что расходы растут медленнее — звучит не слишком вдохновляюще.
— Что это значит для инвестора?
Фискальная политика становится антиинфляционной.
В 2026–2028 годах бюджет должен играть роль охлаждающего фактора, благодаря снижению базовой цены нефти и усилению стабильных доходных источников (НДФЛ НДС и т.п. а вы думали какие?). Будут ли это соблюдать или опять увеличат дефицит дважды за год вопрос открытый. Но если будут это в плюс к аргументам за снижение ставки.
Экономика продолжает своё охлаждение — это тоже в плюс за снижение.
Ненефтегазовые доходы растут, но тормозят в скорости роста. Темпы всё больше приближаются к уровню самой экономики, что ожидаемо будет ограничивать налоговую базу.
Нефтегазовые риски становятся перманентными.
Любое ухудшение внешней конъюнктуры будет усиливать роль операций по бюджетному правилу и давление на курс
Бюджет по итогам 11 месяцев выглядит стабильнее, чем можно было ожидать весной, но иллюзий он тоже не оставляет. Рост доходов держится почти исключительно на ненефтегазовой базе, которая сама по себе замедляется вместе с экономикой. Расходы начали остывать, но уровень госспроса всё ещё остаётся ключевым мотором экономики — без него динамика была бы куда слабее.
Для рынков всё это складывается в следующую картину: экономика охлаждается, а бюджет перестаёт разгонять инфляцию. На этом фоне аргументов в пользу продолжения снижения ставки становится заметно больше, чем аргументов против.
Тут, конечно, большое “если”. Если бюджет действительно пойдёт по заявленной траектории в 2026, а не свернёт в сторону уже в первой половине года.
#отчётМинфина #бюджет #игравставку #инфляция USDRUBF
-
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией