Бюджет-2025: оценка за полгода: годовой план дефицита почти выполнен, доходы буксуют, нефть подкачала.
Кратко:
Бюджет формально в плане, но почти весь дефицит уже выбран — 3,7 трлн из 3,8. Доходы растут вяло, нефтегаз просел на 17%, а расходы — летят вверх. Второе полугодие придётся дотягивать за счёт займов, ослабления рубля или обоих сразу со всеми вытекающими последствиями для рынка долга.
Подробно:
В прошлом месяце уже обсуждали, что бюджет 2025 года под давлением. Сегодня Минфин опубликовал предварительную оценку исполнения бюджета за первое полугодие.
Что видим в цифрах:
— Доходы: 17,6 трлн руб. → +2,8% г/г
— Расходы: 21,3 трлн руб. → +20,2% г/г
— Дефицит: 3,7 трлн руб. (весь год запланирован на 3,8 трлн)
— Ненефтегазовые доходы: 12,85 трлн руб. → +12,7% г/г
— Нефтегазовые доходы: 4,74 трлн руб. → –16,9% г/г
На первый взгляд, всё стабильно: ненефтегазовые доходы растут, расходы исполняются. Но есть несколько важных нюансов:
📉 1. Темпы доходов вялые.
Рост январь-июнь всего на 2,8% г/г, а за июнь всего 1,7% г/г — это всё слабее инфляции. Т.е. Реальные доходы бюджета — даже не на месте, а в минусе. Январь-июнь в 2024 давал рост +38% г/г.
📉 2. Обвал нефтегазовых поступлений.
Минус почти 17% — это не просто «волатильность цен», а устойчивый тренд:
— Средняя цена Urals в рублях за 1п2025 ~5174 руб./баррель,
— В июне ~4400 руб.
— А было (во 2п24) ~6200 руб.
— Добавим к снижению цены ещё снижение объёма поставок год к году и сделаем выводы самостоятельно.
📈 3. Рост ненефтегазовых доходов — позитив.
+12,7% по году, из них НДС +7,3% — хорошо, но скорее стабилизация, чем прорыв. Учитывая, что ВВП растёт скромно, а кредитование замирает, это скорее потолок, а не начало ускорения. В таком контексте снижение ставки понятно, необходимо подогреть кредитование.
📈 4. Расходы не думают останавливаться.
Да, январь был сверхактивным: +64% г/г. Но с февраля темпы нормализовались и сейчас вменяемые +12,9% г/г, но всё равно расходы растут быстро. За месяц 3,15 трлн руб. или +17.8% г/г.
📈 5. Дефицит — уже почти план.
3,7 трлн руб. на 6 месяцев — при плане 3,8 на весь 2025 год. Формально — всё под контролем. По факту — второе полугодие бюджет будет жить “в долг”. А это значит, что оставшиеся расходы почти полностью придётся покрывать за счёт займов, продолжения траты из ФНБ или иных решений — не факт, что без последствий для инфляции и долгового рынка.
Для контраста: в прошлом году дефицит был 0,9 трлн руб. за первую половину года при плане год 1,6 трлн руб.
А надеяться на сильно профицитные месяцы впереди при текущей цене нефти и курсе рубля не приходится.
Риски и следствия:
— рост давления на долговой рынок (объёмы размещений придётся наращивать, в тех самых "любимых" сейчас длинных ОФЗ вроде 26238
$SU26238RMFS4, 26248
$SU26248RMFS3, 26247
$SU26247RMFS5 и т.д. ),
— без ослабления рубля
$USDRUBF устойчивой конструкции не будет. И чтобы выправить доходы/расходы слабеть рубль уже должен сейчас и достаточно быстро. Дольше ждать → больнее будет.
— с ослаблением рубля инфляция быстро начнёт расти.
— снижение ставки в моменте хорошее решение помочь с займами и дать импульс к ослаблению рубля (за счёт роста спроса на импорт)
Вместо вывода:
Бюджет пока в плане — за счёт запаса прочности и удачного старта года. Расходы — как поезд без тормозов, доходы буксуют, нефтегаз не выручает. Дефицит почти весь «съеден» за полгода, а впереди — вторая половина, где чудес ждать неоткуда.
Теперь перед властью (в широком смысле) — не самый приятный выбор: усиливать заимствования, ослаблять рубль или и то и другое.
А значит, осень-зима (летом будет полегче) станет напряжённой для инвесторов на долговом рублёвом рынке.
#бюджет2025
-
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией