На прошлой неделе команда аналитиков Т-Инвестиций посетила встречу с топ-менеджментом компании Whoosh, где узнала о планах по развитию бизнеса в Латинской Америке. Аналитикам также провели экскурсию по восстановительному центру для парка самокатов.
В данном обзоре делимся подробностями встречи.
На этой неделе лидер кикшерингового рынка в России впервые раскрыл операционные показатели своего бизнеса в Латинской Америке за пять месяцев с начала года. Бизнес в регионе круглогодичный, наиболее активный сезон стартует в октябре.
Whoosh работает в двух странах региона LATAM — Бразилии и Чили. Бизнес в Перу компания закрыла из-за проблем с получением разрешений на работу в стране, а также низкой платежеспособности населения.
Самокаты как транспорт необходимы городам Латинской Америки, где традиционно высокая плотность населения и низкая транспортная доступность. Менеджмент также отметил, что вместе с растущим спросом на самокаты по транспортному сценарию (короткие поездки из точки А в точку Б) растет и доля туристических поездок.
Whoosh планирует нарастить флот в Латинской Америке примерно на 300 тысяч самокатов до 2030 года (для сравнения: в странах СНГ на конец 2024 года парк состоял из 15 тысяч самокатов, в Латинской Америке за тот же период — из 11 тысяч).
По итогам 2024 года:
Частота поездок на одного пользователя за 5 месяцев 2025 года, наоборот, гораздо ниже частотности в России (около 20 поездок на 1 активного пользователя), что говорит о высоком потенциале роста.
По заявлениям менеджмента, бизнес в регионе Латинской Америки более маржинальный по EBITDA. По этой причине экспансия в данном регионе — одно из ключевых стратегических направлений для Whoosh.
Бразилия — ключевой и наиболее крупный рынок для масштабирования услуг кикшеринга в регионе Латинской Америки. Whoosh вышел на этот рынок в апреле 2023 года.
В стране, где микромобильность демонстрирует признаки бурного роста, а количество шеринговых поездок на электровелосипедах увеличилось на 166% в 2023 году, согласно данным Tembic (крупнейшая компания по аренде велосипедов в регионе, в том числе в Бразилии), Whoosh стремится захватить потенциально большой рынок. Спрос на альтернативные виды транспорта обусловлен динамикой городского планирования и переходом к устойчивым транспортным решениям.
В конце 2023 года на рынок Бразилии вышел также казахстанский игрок JET Group (занимает более 50% рынка в Казахстане). Пилотный запуск доказал большой потенциал бразильского рынка (за 1,5 месяца пользователи совершили более 96 тысяч поездок), после чего компания начала экспансию по всей стране.
На прошлой неделе компания также раскрыла операционные данные за пять месяцев работы на рынке Бразилии. Компания делится такой метрикой, как оборот (или GMV) по всем странам присутствия (страны СНГ, Кавказа и Латинской Америки), поскольку по некоторым направлениям JET Group работает по франчайзинговой модели.
Компания заявляет себя как лидера в Бразилии по размеру парка, трафику в приложении и количеству поездок. В планах расти и дальше: JET Group намерена увеличить парк самокатов в Бразилии на 200 тысяч в ближайшие годы.
Показатели двух шеринговых операторов (JET Group и Whoosh) идут практически вровень, и остается вопросом, кто сможет удержать лидерство в регионе. Однако на примере российского рынка мы видим, что сосуществование двух-трех крупных игроков вполне возможно.
* Крупнейшая в мире кикшеринговая компания в секторе по выручке и поездкам, которая работает в США, Европе и некоторых других странах
** Крупный оператор шеринга электросамокатов и велосипедов, действующий в десятках городов мира с 2018 года
Lime вышел на бразильский рынок в июле 2019 года. Этот шаг был частью более масштабной цели — использовать возможности для роста рынка мобильности в Латинской Америке.
Однако к началу 2020 года Lime ушел из Бразилии, сославшись на проблемы с прибыльностью как на основную причину. На бразильском рынке не было специального законодательства о дорожном движении и парковке, которое могло бы вместить новую концепцию совместного пользования электросамокатами. Пандемия и локдауны усугубили эти операционные препятствия.
Также компания Grow (слияние мексиканской Grin и бразильского Yellow) ушла с бразильского рынка через год после запуска в 2020 году.
В целом использование электрических видов транспорта в Бразилии растет, однако при выходе на этот рынок у компаний возникли трудности с получением разрешений и проблемы из-за локдаунов.
Whoosh имеет четкую цель — стать крупнейшей компанией по обеспечению мобильности в Бразилии. Whoosh сумел выйти на рынок Флорианополиса, популярного туристического центра, а в приложении Whoosh зарегистрировалось более 195 тысяч человек, что свидетельствует о высоком интересе потребителей.
Бизнес-модель Whoosh отражает глубокие знания, полученные в результате наблюдения за предшественниками на рынке. Тесно сотрудничая с местными органами власти и гибко подстраивая услуги в соответствии с меняющимися правилами дорожного движения (ужесточение ограничений скорости, внедрение функций поддержки чат-ботов и блокировку пользователей, нарушающих политику учетных записей, и т.д.), Whoosh стремится создать устойчивую и прибыльную деятельность и закрепиться в регионе.
По заявлениям менеджмента, есть еще две локации с испаноговорящим населением, куда уже зашел Whoosh и о которых объявят позднее.
На следующий крупнейший после Бразилии рынок региона, в Мексику, в январе 2025 года вернулся крупнейший оператор микромобильности Lime (в город Керетаро) с 100 самокатами и планами по расширению флота до 1 000 в ближайшие месяцы.
Один из крупнейших городских районов в мире, Мехико, страдает от чрезвычайной загруженности дорог в центре города. В 2011 году город ввел популярную систему проката велосипедов Ecobici для борьбы с заторами и для улучшения экологичности транспорта. В Мексике также было доступно несколько платформ для электросамокатов, но их работа была приостановлена из-за пандемии COVID-19 и до сих пор не возобновлена.
Whoosh также на встрече с аналитиками представил первые результаты объявленного ранее партнерства* со СберПрайм (аудитория более 22 млн человек):
* Whoosh — это единственный игрок кикшеринга России, не входящий в какую-либо экосистему (Юрент — в МТС, Яндекс Go — в собственную экосистему). Поэтому в 2025 году Whoosh объявил о партнерстве с экосистемой СберПрайм с аудиторией более 22 млн человек
Whoosh также сотрудничает с мировым лидером в производстве средств микромобильности (Segway-Ninebot). Компания также производит кастомные модели самокатов для таких мировых игроков, как Lime, TIER, Dott и Voi.
Сейчас прорабатываются детали договора о производстве новой модели самоката. Экономия на обслуживании самоката может составить до 10%, а улучшение пользовательского опыта способствует росту количества поездок на один самокат.
Whoosh также провел экскурсию для аналитиков по собственному уникальному центру восстановления самокатов. Это не то же самое, что и сервисные центры, куда каждые три-четыре недели планово привозят самокаты, нуждающиеся в ремонте (в том числе зимнее ТО), либо самокаты, которые уже проехали более 400 км.
В восстановительный центр поступают самокаты, отслужившие три года либо проехавшие 5 000 км. В одном самокате содержится порядка 196 деталей. Привезенные самокаты полностью разбираются и проходят самый глубокий цикл обновления. Центр способен обработать около 70 тысяч самокатов в год.
Учитывая высокий уровень конкуренции в данном регионе, мы пока осторожно смотрим на перспективу такого быстрого масштабирования, какой сейчас закладывает компания в своих планах. Однако, ориентируясь на опыт российского рынка, где вполне успешно функционируют три крупнейших игрока, даже в условиях сохранения конкуренции Whoosh сможет показать хорошие результаты.