Недавно IT-компания опубликовала результаты за первый квартал 2025 года, которые мы оцениваем сдержанно позитивно. Компания раскрыла основные финансовые показатели по сегментам, а также впервые за долгое время прокомментировала стратегию дальнейшего развития.
Выручка выросла на 10% г/г, до 24,7 млрд рублей. Основным драйвером выступает социальная сеть "ВКонтакте" (доходы выросли на 15%). Компания продолжает активно инвестировать в сервис VK Видео, который, по сути, остаётся единственным убыточным бизнесом на уровне EBITDA. Инвестиции уже начинают приносить первые результаты, что видно по росту просмотров и времени, которое пользователи проводят за просмотром контента.
В марте этого года сервис VK Видео вышел в лидеры по популярности среди видеохостингов в России, опередив YouTube и с большим отрывом — платформу Rutube (принадлежит холдингу «Газпром-медиа»).
Несмотря на продолжающиеся инвестиции в контент, часть убытков должна нивелироваться за счет сублицензирования, а также платных подписок.
Сейчас VK Видео тестирует новую платную подписку на сервис VK Video: за 99 рублей в месяц пользователь сможет смотреть видео без рекламы VK.
По итогам первого квартала рентабельность сегмента составила 21%, при этом у компании остается все так же довольно большое количество еще не домонетизированных сервисов. Как мы и отмечали ранее, вопрос будущей рентабельности сегмента остается одним из ключевых в контексте всего инвестиционного кейса VK. Сможет ли компания вернуться к прежним 30–40%? Для сравнения: рентабельность рекламного направления Яндекса (поиск и портал) составляет около 50% по скорректированной EBITDA.
По словам самой компании, основной фокус в дальнейшей монетизации сегмента будет приходиться не на прирост DAU/MAU и средней выручки на пользователя, а именно на монетизацию общего времени, которое пользователи проводят на площадке.
Отметим, что VK также недавно запустил совместный проект с Ozon в сегменте социальной коммерции. Продукция продавцов Ozon будет видна в ленте новостей, сообществах, результатах поиска и на платформе VK Маркет.
Покупатели смогут оформить и оплатить заказ на Ozon, не покидая ВКонтакте. Эта интеграция стала первой в России, которая бесшовно объединила ecommerce-платформу и социальную сеть. VK планирует заключить партнерства и с другими маркетплейсами.
Выручка данного сегмента выросла на 64%. Основными драйверами стали устойчивый спрос на образовательные курсы для детей, расширение продуктовой линейки и синергетический эффект от объединения аудиторий платформ.
Касательно рентабельности, скорректированная EBITDA сегмента выросла в 6,2 раза, до 0,3 млрд руб. по итогам квартала.
В целом сейчас компания делает акцент именно на детском образовании, так как аудитория сервисов — это, по сути, будущие пользователи платформы VK, а также данное направление требует меньшего уровня инвестиций, чем сегмент взрослого образования (Skillbox). Рынок образовательных услуг для детей растет быстрее других сегментов — порядка 30% в год.
Выручка VK Tech за первый квартал 2025 года выросла на 42% г/г, до 13,6 млрд рублей. Основные драйверы роста направления — облачная платформа VK Cloud и сервисы продуктивности VK WorkSpace.
Выручка сегмента увеличилась на 24% (до 6,4 млрд рублей) благодаря:
Компания не раскрыла свою долговую нагрузку на конец квартала, но напомним, что в 2024 году чистый долг VK с учетом арендных обязательств составил 183 млрд рублей.
30 апреля должно состояться собрание акционеров, на котором обсудят допэмиссию акций на 115 млрд рублей. Главная цель — сокращение долговой нагрузки. Компания будет в первую очередь гасить дорогие кредиты, и ожидаемая средняя ставка по финансовым обязательствам может снизиться до 4%.
В оптимистичном сценарии процесс допэмиссии завершится в конце июля, однако средства могут поступить раньше.
После проведения допэмиссии компания ожидает, что долговой портфель составит 110 млрд рублей. При этом целевой уровень по долговой нагрузке составляет 2–3x чистый долг/EBITDA.
Прежде чем переходить к планам компании на будущее, разберем, что происходило в последние два года.
В течение 2023–2024 годов VK активно инвестировала в следующие направления:
Такие инициативы оказывали сильное давление на рентабельность компании и вызывали вопросы о сроках возврата инвестиций.
Отдельно отметим, что за эти два года VK участвовала в большом количестве стратегических M&A-сделок. Основными целями были выход в новые ниши, а также укрепление позиций в ключевых сегментах. Эффект от таких инвестиций можно оцифровать в следующих показателях:
В 2025 году компания завершает активный инвестиционный цикл и планирует сосредоточиться на следующих целях:
VK планирует сосредоточиться на эффективности бизнеса, где основными инструментами станут сокращение контентных затрат, стабилизация численности персонала и точечные маркетинговые расходы. В целом, положительный эффект уже заметен по результатам первого квартала.
Отметим также, что текущая цель компании — показать EBITDA выше 10 млрд рублей — кажется нам очень консервативным. Мы ожидаем, что по итогам года скорректированная EBITDA группы превысит 20 млрд рублей.
VK также планирует стабилизировать капитальные затраты и более эффективно использовать уже имеющиеся мощности. Напомним, что в 2024 году капитальные вложения составили 18% от выручки компании (против 27% в 2023 году). VK планирует продолжить их снижение до 15% от выручки, где основной эффект будет достигнут за счет снижения затрат на разработку и строительство ЦОДов.
Компания также обозначила, что свободный денежный поток, который по итогам 2023–2024 годов был в отрицательной зоне, должен выйти в положительное значение уже в этом году.