Банк России поддержал крупнейшие банки в их конфликте с маркетплейсами, связанном с практикой предоставления скидок через дочерние банки онлайн-площадок. Глава регулятора Эльвира Набиуллина направила письмо министру экономического развития Максиму Решетникову с предложением ужесточить регулирование, ограничив финансовые продукты платформ. Это предложение вызвало разногласия, поскольку маркетплейсы считают действия Банка России угрозой конкуренции.
Регулятор предложил два ключевых ограничения, которые, по его мнению, помогут создать более равные условия для всех участников рынка:
Кроме того, к контролю за соблюдением этих требований может подключиться Федеральная антимонопольная служба. Минэкономики уже подтвердило получение письма, но подчеркнуло, что любое регулирование должно учитывать последствия для всей платформенной экономики.
Банки заявляют, что маркетплейсы недоплачивают налоги за счет скидок, которые предоставляются покупателям при использовании карт дочерних банков. По мнению руководства Сбера, это приводит к неравным конкурентным условиям и увеличивает долю клиентов у банков маркетплейсов. Дополнительное беспокойство вызывает практика инвестиций в цену товаров, так как банки уверены, что это мешает конкурентоспособности розничных магазинов и других каналов продаж.
В ответ на инициативы Банка России представители Wildberries, Озона и Ассоциация компаний интернет-торговли заявили, что предложенные меры избыточны и несправедливы. По мнению маркетплейсов, претензии банков свидетельствуют о желании защититься от конкуренции, а не о заботе о рынке.
Напомним, один из крупнейших маркетплейсов Озон активно развивает свое финтех-подразделение. Его выручка в третьем квартале выросла на 131%. Чистый денежный поток компании также продолжает расти благодаря расширению кредитных операций в финтех-сегменте. Однако выделять подразделение в отдельный бизнес маркетплейс не спешит — на прошлой неделе финансовый директор Озона Игорь Герасимов заявил, что компания не планирует его вывод на IPO.