Т‑Банк
Банк Бизнес
Инвестиции Сим-карта Страхование Путешествия Долями
Войти

Обзор Каталог Пульс Аналитика Академия Терминал
Т‑Банк
Войти
БанкБизнес
ИнвестицииСим-картаСтрахованиеПутешествияДолями

ОбзорКаталогПульсАналитикаАкадемияТерминал
Пульс
T-Investments
28 мая 2025 в 16:45
Аналитический обзор

Совкомфлот: санкции тянут на дно

В конце прошлой недели оператор морских перевозок углеводородов опубликовал отчетность по МСФО за первый квартал 2025 года. В этом обзоре мы разберем:

  • насколько сильно январские санкции повлияли на результаты компании;
  • чего ждать в дальнейшем;
  • будут ли дивиденды.

Динамика выручки и маржинальности

Еще в 2024 году компания и ее флот попали под ограничения. Позже, в январе 2025 года, Минфин США расширил санкции и внес в блокирующий список еще 69 судов Совкомфлота, в том числе — 54 танкеров для перевозки нефти и нефтепродуктов и четыре танкера для перевозки СПГ. Кроме того, была отозвана лицензия, которая позволяла некоторым судам из флота компании работать, несмотря на ограничения. По данным АИС* судов, из около 90 танкеров компании в работе только несколько десятков. 

  • * Автоматическая идентификационная система (Automatic Identification System) является одним из основных компонентов, осуществляющих безопасность судоходства. Определяет координаты местоположения судов

Это первый отчет после введения санкций. Слабая динамика была ожидаема. Как заявила сама компания, ограничения привели к дополнительным коммерческим и операционным сложностям в эксплуатации флота.  

Блокирующие меры повлекли снижение коммерческой загрузки судов (многие санкционные суда попросту простаивали). Кроме того, негативно отразилось падение тайм-чартерных и спотовых ставок фрахта. В результате выручка упала почти в два раза г/г.  Тем не менее, менеджмент отметил, что финансовая устойчивость Совкомфлота сохраняется, поскольку компания имеет портфель долгосрочных контрактов (исторически основная доля приходилась на долгосрочные контракты с высокой обеспеченностью, что защищало финансовые результаты Совкомфлота от волатильности) и диверсифицированную структуру выручки и флота.

Ранее менеджмент заявлял, что на 2025 год у компании порядка $1 млрд законтрактованной выручки. Однако после введения январских санкций ситуация могла измениться. 

Мы считаем, что в следующих кварталах финансовые результаты Совкомфлота могут улучшиться за счет частичного восстановления операционной активности и коммерческой загрузки флота. В новостях отмечают, что часть санкционных судов компании возвращается в работу. Рост морских перевозок нефти в связи с постепенным снятием ограничений на добычу также может позитивно повлиять на результаты. Однако позитив может компенсировать общее снижение мировых ставок фрахта. Негативно также может отразиться снижение премии за российский рынок на фоне роста предложения со стороны перевозчиков из других стран (в том числе европейских), так как цена на Urals опустилась ниже ценового потолка.

Маржинальность и финансовая устойчивость

В первом квартале EBITDA и рентабельность по этому показателю снизились на 10 п.п. кв/кв, до 37,7%. Основная причина — снижение ставок фрахта и законтрактованности судов. В то же время из-за простоя части танкеров рейсовые расходы снизились на 35%. Вместе с этим незначительно сократились и эксплуатационные расходы.

В то же время отсутствие возможности использовать часть судов привело к крупным списаниям. Обесценение флота составило $322 млн. Это отразилось в росте расходов на амортизацию и привело к операционному убытку в $347 млн (в четвертом квартале компания также показала операционный убыток более $20 млн на фоне обесценения активов).

Чистый убыток за первый квартал — более $393 млн. Негативное влияние оказали разовые убытки от курсовых разниц на фоне укрепления рубля в отчетном периоде. 

Однако убытки частично компенсировали процентные доходы, которые все еще превышают процентные расходы. Компания удерживает их на стабильном уровне даже в условиях высоких процентных ставок в экономике.  

Все благодаря низкой долговой нагрузке: чистый долг/EBITDA — 0,06х. В первом квартале чистый долг компании вырос незначительно и остался околонулевым  — порядка $52 млн. 

У компании на балансе $1,3 млрд денежных средств и депозитов (на уровне значений четвертого квартала). Это больше половины капитализации (около 59%). 

Ждать ли дивиденды?

Согласно дивидендной политике, компания стремится выплачивать акционерам не менее 25% от чистой прибыли. При этом ранее Совкомфлот перешел к выплате 50% от скорректированной прибыли по МСФО, приведенной в рублях. Компания заявляла, что хочет сохранить такой уровень выплат. 

Даже после корректировок прибыль, из которой Совкомфлот платит дивиденды, за первый квартал 2025 года остается отрицательной (-104 млн рублей), что обнуляет базу для дивидендов за этот период. 

Теперь под вопросом и дивиденды за 2024 год. По заявлениям менеджмента, рекомендацию по вопросу выплаты будут определять, учитывая существенное изменение внешних условий ведения бизнеса, напрямую влияющих на финансовые показатели компании. Кроме того, 20 мая власти поручили Минфину, Минтрансу и Росимуществу не предусматривать выплату дивидендов за прошлый год при подготовке директив госпредставителям в совете директоров Совкомфлота. 

Учитывая слабые результаты и операционные сложности на фоне санкционного давления, мы считаем вероятным, что компания пропустит выплату для сохранения финансовой стабильности.

Оценка акций Совкомфлота и инвестиционные риски

  • Мы считаем, что в следующих кварталах финансовые результаты Совкомфлота могут улучшиться за счет частичного восстановления операционной активности и коммерческой загрузки флота. На это указывают новости о том, что часть санкционных судов компании возвращаются в работу. Рост морских перевозок нефти в связи с постепенным снятием ограничений на добычу также может укрепить результаты компании.
  • Устойчивая финансовая позиция. Компания частично защищена от снижения ставок фрахта на транспортировку нефти и нефтепродуктов (конвенциональный сегмент) в связи с высокой долей долгосрочных контрактов, которые, по заявлениям менеджмента, имеют высокую обеспеченность.

    Кроме того, у Совкомфлота низкая долговая нагрузка: чистый долг/EBITDA — 0,06х. В первом квартале чистый долг компании вырос незначительно и остался околонулевым  — порядка $52 млн. На балансе у Совкомфлота $1,3 млрд денежных средств и депозитов (на уровне значений четвертого квартала). Это более половины капитализации (около 59%).

  • Результаты за первый квартал оказались ожидаемо слабыми. Введение в январе санкций в отношении большей части танкерного флота компании повлекло дополнительные коммерческие и операционные сложности. Многие санкционные суда простаивали, из-за чего выручка упала в два раза г/г. На динамику чистой прибыли также повлияли убыток от курсовых разниц почти на 60 млн долларов на фоне укрепления рубля в отчетном периоде (против прибыли годом ранее), а также обесценение судов на 322 млн долларов.
  • Учитывая слабые результаты и операционные сложности на фоне санкционного давления, мы считаем вероятным, что компания пропустит выплату дивидендов за 2024 год для сохранения финансовой стабильности. При отрицательной скорректированной прибыли база дивидендов за первый квартал оказалась нулевой.
    • Текущий мультипликатор EV/EBITDA: 2,9х. Такой уровень предполагает дисконт чуть менее 30% к историческому (ниже, чем у многих других игроков российского нефтяного рынка). Кроме того, логистика — крайне циклическая отрасль, поэтому мультипликаторы могут меняться, а переход акций к росту — затягиваться.
      • Базово мы считаем, что финансовые показатели в следующих кварталах могут улучшиться. Давление при этом может оказать общее снижение мировых ставок фрахта. Негативно также может отразиться снижение премии за российский рынок на фоне роста предложения со стороны перевозчиков из других стран (в том числе европейских), так как цена на Urals опустились ниже ценового потолка. 

    Учитывая все риски, мы не рекомендуем покупать акции Совкомфлота и сохраняем рекомендацию «держать».

Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, упомянутые в данном обзоре, приведены исключительно в информационных целях; обзор не является инвестиционной идеей, советом, рекомендацией, предложением купить или продать ценные бумаги и другие финансовые инструменты. Уведомляем Вас о том, что при приобретении и владении иностранными ценными бумагами вы можете столкнуться с рисками депозитарной инфраструктуры, связанными с геополитической ситуацией.
Весь текст дисклеймера
78 ₽
−0,42%
50
Нравится
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Читайте также
11 июня 2025
5 недооцененных акций: подборка от аналитиков
10 июня 2025
Сбер: рекордная прибыль против регуляторных рисков
17 комментариев
Ваш комментарий...
Milka1992
28 мая 2025 в 16:46
Сегодня по информации был СД и был вопрос дивидендов, хотелось бы услышать вердикт ) Не ИИР
Нравится
3
ANKL09
28 мая 2025 в 16:49
Лучше выбирать игроков которых санкции не волнуют, ритейл например. Про ви.ру расскажите, что за темная лошадка
Нравится
2
IMPERATOR01
28 мая 2025 в 16:50
@Milka1992 тоже жду, на вас подписан, думаю вы раньше всех как обычно об этом напишете. Спасибо за ваш труд!
Нравится
1
Shtaine
28 мая 2025 в 16:50
@Milka1992 ну теперь эти начинают) Полюбому ждут, чтобы в нужный момент сделать ГОЙДУ!
Нравится
1
Milka1992
28 мая 2025 в 16:51
@IMPERATOR01 зрите в корень!)) А если полистать посты - там есть хороший разбор данной компании 😉 Не ИИР
Нравится
2
Авторы стратегий
Их сделки копируют тысячи инвесторов
PIHKIH
+34,3%
5K подписчиков
co34k
+53,6%
273 подписчика
Kot.Finance
+49,3%
2,4K подписчиков
5 недооцененных акций: подборка от аналитиков
Обзор
|
11 июня 2025 в 15:31
5 недооцененных акций: подборка от аналитиков
Читать полностью
T-Investments
Рассказываем об инвестициях простым языком Официальный канал сообщества — @Pulse_Official
Еще статьи от автора
13 июня 2025
«Деньги не спят». О чем кричит российская экономика / Конфликт на Ближнем Востоке: куда улетят нефть и доллар
13 июня 2025
⚡ ЦФА: доходно, модно, технологично (и несложно!) Цифровые финансовые активы (ЦФА, смарт-активы) — инвестиционный инструмент, основанный на блокчейне и смарт-контрактах. А теперь перевод на человеческий язык 👇 Условно ЦФА состоит из двух частей: цифровой оболочки (за нее отвечают технологии) и базового актива. Им может быть золото, бриллианты, криптовалюты и многое другое — тут непаханое экспериментальное поле для эмитентов. 🙌 Словом, ЦФА — традиционные активы в модной технологической «одежке». С одной стороны, это инструмент-новинка, с другой — он немногим отличается от привычных активов. Так, значительная часть ЦФА похожа на облигации: у них также есть дата погашения, может быть процентный доход и определенная периодичность выплат. 🤔 Почему появились ЦФА, в чем их преимущества для инвестора и отличия от криптовалюты, рассказали в карточках 👇 🤔 Какие виды ЦФА существуют? Как обстоят дела с рисками? Какие смарт-активы доступны именно вам? Ответы на эти вопросы ищите в новом курсе «Что надо знать о ЦФА» https://www.tbank.ru/invest/education/courses/5c7c25c3-16c0-41df-a668-fa59181c3e8d/ от Академии инвестиций. Вы узнаете, как выбирать смарт-активы и от чего зависит их доходность, а также научитесь зарабатывать на этом инструменте. В общем, используем преимущества современных технологий по максимуму! 🦾 #академияучит
13 июня 2025
Как рынки реагируют на эскалацию на Ближнем Востоке
Т‑Банк
8 800 333-33-33Для звонков по России
Банк
Кредитные картыДебетовые картыПремиумКредит наличнымиРефинансированиеАвтокредитВкладыНакопительный счетПодписка ProPrivateДолямиИпотека
Страхование
ОСАГОКаскоКаско по подпискеПутешествия за границуПутешествия по РоссииИпотекаКвартираЗдоровьеБлог Страхования
Путешествия
АвиабилетыОтелиТурыЖ/д билеты
Малый бизнес
Расчетный счетРегистрация ИПРегистрация ОООЭквайрингКредитыT‑Bank eCommerceГосзакупкиПродажиБухгалтерияБизнес-картаДепозитыРассрочкиПроверка контрагентовБонусы для бизнесаТопливо для бизнесаЛизинг
Город
Доставка продуктовРестораныАфишаСалоны красотыТопливоАвтомобилиБлог Города
Полезное
Т‑PayВход с Т‑IDИдентификация с T‑IDПлатежиПереводы на картуОтзывыМерч Т‑БанкаПромокодыТ‑ПартнерыСервис по возврату денегОтслеживание посылокТ‑ОбразованиеКурс добраТ‑БлогПомощь
Средний бизнес
Расчетный счетСервисы для выплатТорговый эквайрингКредитыДепозитыВЭДГосзакупкиБизнес-решенияT‑Bank DataT‑IDЛизинг
Т‑Касса
Интернет-эквайрингОблачные кассыВыставление счетовБезналичные чаевыеМассовые выплаты для бизнесаОтраслевые решенияОплата по QR-кодуБезопасная сделкаВсе сервисы онлайн-платежей
Карьера
Работа в ITБизнес и процессыРабота с клиентами
Инвестиции
Брокерский счетИИСПремиумАкцииВалютыФондыОблигацииФьючерсыЗолотые слиткиПульсСтратегииПортфельное инвестированиеТерминалАкадемия инвестиций
Сим-карта
eSIMТарифыПеренос номераРоумингКрасивые номераЗапись звонковВиртуальный номерСекретарьКто звонилЗащитим или вернем деньги
Технологии от Т‑Банка
Речевая аналитикаРаспознавание и синтез речи VoiceKitПлатформа наблюдаемости Sage
Информация для получателей финансовых услугИнформация для ДепонентовНе является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
АО «ТБанк», лицензия на осуществление брокерской деятельности № 045-14050-100000, лицензия на осуществление депозитарной деятельности № 045-14051-000100, выданы Банком России 06.03.2018 г. (без ограничения срока действия).
© 2006—2025, АО «ТБанк», официальный сайт, универсальная лицензия ЦБ РФ № 2673
Т‑Банк
8 800 333-33-33Для звонков по России
Банк
Малый бизнес
Средний бизнес
Инвестиции
Страхование
Город
Т‑Касса
Сим-карта
Путешествия
Полезное
Карьера
Технологии от Т‑Банка
Информация для получателей финансовых услугИнформация для ДепонентовНе является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
АО «ТБанк», лицензия на осуществление брокерской деятельности № 045-14050-100000, лицензия на осуществление депозитарной деятельности № 045-14051-000100, выданы Банком России 06.03.2018 г. (без ограничения срока действия).
© 2006—2025, АО «ТБанк», официальный сайт, универсальная лицензия ЦБ РФ № 2673