В конце прошлой недели оператор морских перевозок углеводородов опубликовал отчетность по МСФО за первый квартал 2025 года. В этом обзоре мы разберем:
Еще в 2024 году компания и ее флот попали под ограничения. Позже, в январе 2025 года, Минфин США расширил санкции и внес в блокирующий список еще 69 судов Совкомфлота, в том числе — 54 танкеров для перевозки нефти и нефтепродуктов и четыре танкера для перевозки СПГ. Кроме того, была отозвана лицензия, которая позволяла некоторым судам из флота компании работать, несмотря на ограничения. По данным АИС* судов, из около 90 танкеров компании в работе только несколько десятков.
Это первый отчет после введения санкций. Слабая динамика была ожидаема. Как заявила сама компания, ограничения привели к дополнительным коммерческим и операционным сложностям в эксплуатации флота.
Блокирующие меры повлекли снижение коммерческой загрузки судов (многие санкционные суда попросту простаивали). Кроме того, негативно отразилось падение тайм-чартерных и спотовых ставок фрахта. В результате выручка упала почти в два раза г/г. Тем не менее, менеджмент отметил, что финансовая устойчивость Совкомфлота сохраняется, поскольку компания имеет портфель долгосрочных контрактов (исторически основная доля приходилась на долгосрочные контракты с высокой обеспеченностью, что защищало финансовые результаты Совкомфлота от волатильности) и диверсифицированную структуру выручки и флота.
Ранее менеджмент заявлял, что на 2025 год у компании порядка $1 млрд законтрактованной выручки. Однако после введения январских санкций ситуация могла измениться.
Мы считаем, что в следующих кварталах финансовые результаты Совкомфлота могут улучшиться за счет частичного восстановления операционной активности и коммерческой загрузки флота. В новостях отмечают, что часть санкционных судов компании возвращается в работу. Рост морских перевозок нефти в связи с постепенным снятием ограничений на добычу также может позитивно повлиять на результаты. Однако позитив может компенсировать общее снижение мировых ставок фрахта. Негативно также может отразиться снижение премии за российский рынок на фоне роста предложения со стороны перевозчиков из других стран (в том числе европейских), так как цена на Urals опустилась ниже ценового потолка.
В первом квартале EBITDA и рентабельность по этому показателю снизились на 10 п.п. кв/кв, до 37,7%. Основная причина — снижение ставок фрахта и законтрактованности судов. В то же время из-за простоя части танкеров рейсовые расходы снизились на 35%. Вместе с этим незначительно сократились и эксплуатационные расходы.
В то же время отсутствие возможности использовать часть судов привело к крупным списаниям. Обесценение флота составило $322 млн. Это отразилось в росте расходов на амортизацию и привело к операционному убытку в $347 млн (в четвертом квартале компания также показала операционный убыток более $20 млн на фоне обесценения активов).
Чистый убыток за первый квартал — более $393 млн. Негативное влияние оказали разовые убытки от курсовых разниц на фоне укрепления рубля в отчетном периоде.
Однако убытки частично компенсировали процентные доходы, которые все еще превышают процентные расходы. Компания удерживает их на стабильном уровне даже в условиях высоких процентных ставок в экономике.
Все благодаря низкой долговой нагрузке: чистый долг/EBITDA — 0,06х. В первом квартале чистый долг компании вырос незначительно и остался околонулевым — порядка $52 млн.
У компании на балансе $1,3 млрд денежных средств и депозитов (на уровне значений четвертого квартала). Это больше половины капитализации (около 59%).
Согласно дивидендной политике, компания стремится выплачивать акционерам не менее 25% от чистой прибыли. При этом ранее Совкомфлот перешел к выплате 50% от скорректированной прибыли по МСФО, приведенной в рублях. Компания заявляла, что хочет сохранить такой уровень выплат.
Даже после корректировок прибыль, из которой Совкомфлот платит дивиденды, за первый квартал 2025 года остается отрицательной (-104 млн рублей), что обнуляет базу для дивидендов за этот период.
Теперь под вопросом и дивиденды за 2024 год. По заявлениям менеджмента, рекомендацию по вопросу выплаты будут определять, учитывая существенное изменение внешних условий ведения бизнеса, напрямую влияющих на финансовые показатели компании. Кроме того, 20 мая власти поручили Минфину, Минтрансу и Росимуществу не предусматривать выплату дивидендов за прошлый год при подготовке директив госпредставителям в совете директоров Совкомфлота.
Учитывая слабые результаты и операционные сложности на фоне санкционного давления, мы считаем вероятным, что компания пропустит выплату для сохранения финансовой стабильности.