24 июня 2025
📊 Эффект привязки (Anchoring Bias): как первое число влияет на ваши финансовые решения
🔍 Эффект привязки — это когнитивное искажение, при котором люди при принятии решений чрезмерно полагаются на первоначально полученную информацию (так называемый "якорь"), даже когда эта информация не имеет реального отношения к ситуации.
🎯 Ярким примером эффекта привязки является эксперимент Канемана и Тверски (1974), в ходе которого участников попросили понаблюдать за колесом рулетки, на котором выпадало либо 10, либо 65, а потом угадать долю африканских стран в ООН. Те, кто видел, что колесо останавливается на 10, называли в среднем 25%, остальные — в районе 45%. (На момент проведения эксперимента правильным ответом было бы 28%.). Таким образом, случайно попавшиеся на глаза людей числа изменяли ответ в группах испытуемых.
Именно по этой причине участники переговоров намеренно начинают со слишком низких или слишком высоких цифр, поскольку знают, что те станут «якорем» в контексте последующих сделок.
То же самое происходит и на фондовых рынках, когда люди еще недавно видевшие условный NVTK по 1700 рублей продолжают удерживать его, отказываясь верить в то, что цена изменилась. Внутренний голос, подверженный искажениям, считает, что первоначальная цена более справедливая.
Это же работает и в обратную сторону - резко подорожавшую акцию (например, какой-нибудь SBER в свое время) почему-то непременно ждут "ниже", ведь еще недавно он стоил 120! Значит цена непременно вернется туда!
Очень хорошо про подобный эффект писал Сергей Спирин. Вот отрывок его текста, где он описывает события 1994 года, когда толпы обманутых вкладчиков МММ вышли на Варшавку, чтобы получить хоть что-то после того, как курс уже фантиков (билетов МММ) обвалился в сотни раз:
🔹"Происходящее на Варшавке нас поразило.
Во-первых, вся площадь была полна народу, который тусовался мелкими группами. То там, то здесь собирали какие-то подписи под какими-то обращениями с требованием вернуть вложенные деньги конкретно этой группе. Причем это была не единая группа, их было много, и члены разных групп воспринимали друг друга как конкурентов. Все эти люди до сих пор надеялись, что им еще что-то вернут.
И во-вторых, купить билеты на сувениры нам так и не удалось. Никто не хотел продавать.
Точнее, продать-то были готовы, но по «старой» цене. Которая была еще до ареста Мавроди и им же объявленного снижения цен в 1000 раз. Ну, в крайнем случае были готовы скинуть процентов 20-30. На наши вопросы «а почему так дорого, ведь цена уже совсем другая?», люди резко менялись в лице и начинали рассказывать, по какой цене они сами эти билеты покупали.
Они были уверены, что эти бумаги еще что-то стоят, а мы хотим их надуть.
В общем, сувениры мы в тот день так и не купили.
Я купил их себе несколько лет спустя на вернисаже в Измайлово. Совсем за бесценок."
К слову, таким же трюком пользуются и маркетологи, рисуя тот самый якорь за зачеркнутой ценой на скидке. "Смотрите, еще недавно товар стоил 300 рублей, а теперь мы продаем его за 100!". Ваш мозг, хотите вы того или нет, обращает на подобные уловки свое внимание.
📖 "Первое число, которое вы услышите, станет вашей реальностью — независимо от того, насколько оно абсурдно." — Дэниел Канеман.
💡 Осознание эффекта привязки — первый шаг к более рациональным финансовым решениям. Помните, что первая увиденная цифра — это всего лишь информация, а не истина в последней инстанции.
Более того, я сам склонен считать нынешнюю цену любого актива справедливой в текущий момент времени и почти не обращаю внимание на то, сколько что стоило в прошлом. Будьте рациональны, будьте рассудительны, будьте внимательны. Удачи 😉
#когнитивные_искажения #учу_в_пульсе #хочу_в_дайджест