$RU000A106ZL5 $RU000A106K43
$FESH {$GLTR}
🤝⏩ От конкуренции к сотрудничеству: как Транскаспийский маршрут может помочь России
Китай и Казахстан активно развивают Транскаспийский международный транспортный маршрут. По мнению экспертов, он может использоваться и для перевозки российских грузов, а развитие транспортной сети в Центральной Азии выгодно и РФ.
ТМТМ (Срединный коридор) имеет протяжённость около 11 тыс. км и связывает КНР и государства Центральной Азии с Европой через Каспий, страны Южного Кавказа и Турцию. Пропускная способность составляет 6 млн тонн, у 2027 году её планируется довести ▶️до 10 млн тонн. В то же время в 2023 году по нему было перевезено всего 2,76 млн тонн.
Этот маршрут зачастую рассматривают как конкурентный по отношению к транзитным путям из Китая в Европу через территорию РФ. Между тем, по словам президента РК Касым-Жомарта Токаева, развитие ТМТМ должно идти в связке с развитием международного транспортного коридора «Север-Юг».
Начальник отдела международного взаимодействия и логистики АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» Наталья Задонская отмечает, что в последнее время Россия частично пересмотрела отношение к ТМТМ. «Мы видим возможность использования отдельных участков этого коридора для перевозки грузов из России, в том числе с использованием международного транспортного коридора Север – Юг», - рассказала она.
В частности, речь может идти о железной дороге Баку – Тбилиси – Карс (БТК). В ходе недавней реконструкции её пропускная способность была увеличена до 5 млн тонн в год. «Хорошо известно, что Азовско-Черноморское направление сейчас перегружено. Перевод части грузов, следующих, например, в Турцию, на БТК позволило бы хотя бы немного снять напряжение», - отмечает Наталья Задонская.
По мнению эксперта Каспийского института стратегических исследований Александра Караваева, развитие транспортной сети в Центральной Азии выгодно в том числе и России. «Экономическое партнёрство с ЕС сходит на нет, при этом растёт роль сотрудничества России с Индо-Тихоокеанским регионом», - отмечает он. Помимо выходов на страны этого региона через Дальний Восток, необходимо строить маршруты и через Центральную Азию и Прикаспий, уверен аналитик.