15 декабря 2025
Почему академические корпоративные финансы плохо работают на российском рынке? (часть 1️⃣)
В прошлом посте я упоминал, что все труды по финансам уже написаны, что не мешает инвесторам ошибаться.
Вооружившись бессмертной классикой со своей книжной полки, я решил разобрать какие ключевые тезисы корпоративных финансов и инвестиционной оценки вообще не работают на нашем рынке, а какие работают, но с жутким скрипом.
1. «Цена акции = будущие денежные потоки компании на 1 акцию, «приведённые» к сегодняшнему дню» 📈
Это база для любого финансового инструмента в принципе — вы платите сегодня, чтобы что-то бОльшее получить в будущем, с учётом всех рисков.
Тезис верный, но при условии, что денежные потоки хоть когда-то достанутся миноритариям — через дивиденды или выкуп. Или путём продажи бумаги следующему «ждуну» после вас, но это уже не инвестиции, а игра в «музыкальный стул».
Если мажоритарный собственник не собирается распределять прибыль на всех акционеров, то все расчеты становятся просто фикцией 🚮
Пример: капитализация компаний IRAO и SNGS меньше, чем денежных средств у них на балансе.
Для людей, не искушенных учебниками, — это значит, что за 50 руб. (капитализация) вы можете купить мешок с лежащими внутри 100 руб. (кэш на балансе). А еще в подарок к мешку идёт целый гараж (другие активы компании) 👍
Но мешок открыть без разрешения другого владельца нельзя, как и гараж посмотреть. Поэтому на бумаге вы совершили блестящую сделку, а в итоге сидите без 50 руб., но с тяжелым мешком и гаражом где-то в Сибири.
2. «Компании из одной отрасли торгуются по схожим мультипликаторам» ⚖️
Это работает на западных рынках, а у нас — не очень.
Опять-таки, у нас мультипликаторы определяют не сектор или финансовое положение сравниваемых компаний, а:
• кто владелец,
• собирается ли он делиться прибылью,
• насколько прозрачна компания.
Мультипликаторы похожих компаний могут отличаться в разы, потому что у каких-то есть приоритет на создание акционерной стоимости, а у других нет 🤷♂️
3. «IPO как раскрытие стоимости» 🌱
В теории, IPO должно вести к раскрытию стоимости компании. Чуть заниженная цена при IPO способствует повышению цены акций в ходе дальнейших торгов на рынке и укрепляет способность фирмы привлекать финансирование в будущем. Так работает и на развитых рынках.
Но не у нас.
Что обычно происходит на российских IPO:
— само размещение акций происходит на пике цикла для отрасли компании. Здесь сильно их винить не будем — каждый из нас предпочёл бы продать что-то своё по-дороже
— компании прибегают ко всем возможным манипуляциям в своей отчетности, чтобы завысить свои показатели перед IPO - занижают резервы как в ZAYM , заранее признают будущую выручку, как в DATA
— деньги привлекаются не в компанию (cash-in), а в карман прежних акционеров, продающих свои акции (cash-out). Конфликт интересов получается — вам обещают кэш-машину, которую сами зачем-то продают
— компании дают нереалистичные прогнозы своих показателей на ближайшее будущее или проплачивают консультантов, чтобы те им подготовили report о том, насколько большой потенциал имеется у их рынков сбыта, как у WUSH
Что получается в итоге — можно посмотреть на динамику цены акций у вышедших на IPO российских компаний за последние 2-3 года.
В основном, там страшно :)
В Части 2️⃣ выложу еще несколько пунктов, за которые зацепился глаз.
Если интересно — подпишитесь, чтобы не пропустить! 🫡