5 июня 2025
Как отсутствие ЖБ укрытий для военных самолетов связано с денежно-кредитной политикой? Комментарий в двух частях:
Часть Первая. Почему они все давно не стоят в капонирах? В Израиле в мощном железобетонном бункере стоит каждый военный самолет. Российские военные не дураки, что не строили ЖБ укрытия. Весьма вероятно, реальная причина - все те же финансовые ограничения, которые мы сами на себя накладываем - нынешняя денежно-кредитная политика (ДКП). «Как бы» не нашлось в военном бюджете денег, чтобы построить капониры для всех стратегов, а может, и не только для них. Потому что при идущей СВО у военных много нужд. Их бюджет, уже более чем удвоенный по сравнению с 2021 годом до 10-11 триллионов рублей, якобы есть серьезная нагрузка на бюджет.
Наше мнение: у России ни в 2022 году, ни сегодня - нет ресурсных, технических, финансовых ограничений, чтобы построить все требуемые укрытия за один год. Без ущерба для других задач бюджета, хоть военных, хоть социальных.
Предположим, укрытие на самолет класса ТУ-95 – ТУ-160 стоит до миллиарда рублей. Технические решения известны, они реализованы еще в СССР в 80-е годы для самолетов меньшего класса. Авиация ВСУ сегодня использует восстановленные укрытия советских времен, их поразить сложно. Современные решения более технологичны, оптимизированы по материальным затратам, возводятся быстрее. Как слышали, они предоставлены заказчику еще в начале СВО.
Финансы. На все укрытия для стратегической авиации требуется, допустим, 200 млрд. руб. Это много или мало? В федеральном бюджете на 2025 предусмотрено 3 триллиона рублей (8% от всего бюджета!!) на обслуживание очень небольшого госдолга, который менее 15% от ВВП. Почему так много? Потому что в рамках действующей ДКП Минфин имеет возможность размещать ОФЗ (по определению, бумаги с практически нулевым риском) только под 17-18%. Еще более триллиона рублей Правительство расходует на субсидирование процентной ставки банкам, выдающим кредиты промышленности. 4 с лишним триллиона рублей – это почти в 20 раз больше, чем требуется для строительства всех капониров для всех стратегов.
Материальные ресурсы. Прямо сейчас жилищное и промышленное строительство замедлились, строительные мощности недозагружены. Немедленное начало строительства новых ЖБ укрытий для авиации просто задействует малую часть простаивающих строительных ресурсов. Наоборот – в экономике произойдет оживление потребительского спроса. 200 миллиардов как дополнительные бюджетные расходы не принесут никакого макроэкономического негатива, но решат критический вопрос национальной безопасности – защита авиации.
#политика #экономика #пульс #учусь_в_пульсе #россия