4 декабря 2025
Синергия, Белуга, Новабев - одно и тоже.
Александр Мечетин, основатель Beluga Group, — фигура, конечно, уникальная.
Он родился в Находке и получил диплом в 1997 году, когда ему было всего 22.
Казалось бы, парень опоздал на раздачу пирога: к этому моменту приватизация в России уже завершилась, а гиганты советской индустрии давно обрели своих хозяев-олигархов.
Обычному вчерашнему студенту ловить там было абсолютно нечего.
Но Мечетин еще в универе, изучая экономическую теорию, усвоил железобетонное правило: любой кризис — это окно возможностей, когда активы стоят копейки.
И проверка теории реальностью не заставила себя ждать.
Грянул дефолт 1998 года.
Рубль рухнул, народ в панике, а группа молодых ребят во главе с Мечетиным увидела в этом свой «золотой билет».
Они заняли у родственников 30 тысяч долларов - по тем временам сумма весомая, и начали скупать акции местных предприятий.
Ребята ставили пункты скупки у заводских проходных, давали объявления в газеты и пылесосили все подряд: мясокомбинаты, молокозаводы, все, что дышало.
Первым их серьезным трофеем стал завод по производству крабовых палочек, который был на грани банкротства.
Как только актив перешел к ним в руки, они тут же заложили его банку и взяли кредит под безумные 75% годовых.
На этот кэш выкупили еще два молокозавода и мясокомбинат.
Их компания «Синергия» работала по чисто спекулятивной модели: купить за копейки, причесать, наладить процессы и продать профильному инвестору уже за рыночный прайс.
Самой жирной сделкой того периода стала перепродажа цементного завода в Еврейской АО фонду Baring Vostok — на этом они подняли первый серьезный капитал.
Но к 2002 году Мечетин понял: халява кончилась.
Все, что можно было перепродать на Дальнем Востоке, уже перепродано.
Нужно было строить бизнес. И он сделал ставку на водку.
Логика была железной: маржа там выше, чем в колбасе, а федерального лидера на рынке тупо нет.
В молочке уже царил «Вимм-Биль-Данн», в мясе — «Черкизово», а водочный рынок был лоскутным одеялом из региональных игроков.
И тогда начался их «крестовый поход» на запад.
С 2003 по 2007 год никому не известная фирма из Находки начала агрессивно скупать ликеро-водочные заводы по всей стране.
Сначала мелкие — в Перми и Нижнем, потом гигантов вроде Архангельского «Алвиза» или Мариинского завода в Сибири.
Добрались даже до Подмосковья, купив завод в закрытом военном городе Краснознаменске.
По оценкам экспертов, они вбухали в эту экспансию более 100 миллионов долларов.
Но самый эпичный момент — это история покупки бренда «Белуга».
Сам Мариинский завод они купили, но права на марку принадлежали другим ребятам.
Те заломили цену в 10 миллионов долларов.
Чтобы вы понимали контекст: тогда самой дорогой водкой у Мечетина был «Русский лед» по 140 рублей, а за бренды такие деньги вообще никто не платил в Росии.
Тот же Олег Тиньков присматривался к «Белуге», но, узнав ценник, просто вышел из переговоров.
А Мечетин рискнул. Он видел, как эта водка продается, и чувствовал потенциал. В 2007 году он выложил эти десять лямов.
И не прогадал.
Сейчас «Белуга» это синоним люкса.
Мечетин уверен: создать элитный бренд с нуля невозможно, это магия.
Проще купить то, что уже начало взлетать, и масштабировать.
Ассоциативный ряд «Белуга - икра - Россия - дорого» сработал идеально.
В том же 2007-м «Синергия» вышла на IPO, подняв 190 миллионов долларов за 19% акций.
Сегодня этот бизнес переименовался уже дважды, известен как Новабэв и он владеет большой сетью ритейл магазинов по продаже алкоголя - Винлаб.
Эмитент во всю готовит IPO Винлаба, которое мы увидим уже в следующем году.
BELU #винлаб
Пост сопровождает картина в стиле Кандинского