Как дела у каршеринговых компаний?
Контекст. Активно пользуюсь услугами каршеринга более 4-х лет. Использую все 4 основных сервиса (драйв, сити, делик и белка), в каждом из них хороший рейтинг и накатано много часов/км. В связи с этим в курсе ценовых политик и других фич этих сервисов.
За эти несколько лет цена минуты выросла с 7-ми рублей за минуту до 15-17₽ в некоторых сервисах. Все сервисы с разной степенью успешности покоряют новые города. Постепенно расширяют автопарк и улучшают покрытие все большего количества зон в действующих городах.
Сейчас наблюдаю, что цены начали снижать, почти у всех сервисов идут промо акции. Это сигнал, что в отрасли дела идут тяжело. И если прошлый год удалось закрыть в ноль (отчет делимобиля), то в этом году уже можем увидеть убытки.
Как компании на это реагируют?!
Ситидрайв (дочка сбера) и делимобиль наращивают продажи автомобилей отслуживших своё. Последний ранее писал о планах продать более 4,5 тыс. авто за год, для этого даже наняли менеджера из Рольфа.
Драйв и белка, наверняка, тоже распродают, но специальных площадок для этого не обозначали.
Насчет белки, думаю, что в итоге ее поглотит кто-нибудь из конкурентов, либо закроется. Компания всю дорогу предоставляет одни из самых выгодных цен, но при этом упускает долю рынка, почти не развивается в регионах и сильно отстает по фичам.
Драйв, сити и делимобиль развивают направление В2В. Предоставляют автопарк компаниям в пользование. У драйва и делика есть грузовики до 3,5т, что также пользуется у бизнеса спросом, да и не только у бизнеса (сам как- то перевозил мебель).
Также эти три сервиса предоставляют возможность долгосрочной аренды с дальнейшим выкупом авто. Как альтернатива кредиту, вполне себе интересное предложение, но для самих компаний это история про стабильный денежный поток, нежели про заработок.
Еще развивают историю с подписками. У делика и драйва они достаточно похожи и имеют одинаковую стоимость 390₽/мес. Сити идет своей дорогой и продает абонемент на месяц с фиксированным количеством бесплатных минут в день.
Думаю, что все эти услуги, подписки и фичи помогают отчасти, так как не могут перекрывать увеличившиеся затраты на запчасти, лизинговые платежи и высокие ставки на заемные средства.
Кому из этой четверки может поплохеть из-за рыночной конъюнктуры, так это самостоятельным компаниям (делик, белка). У Сити и Драйва есть материнские компании (Сбер и Яндекс) с кэшем, которые при необходимости помогут.
P.s. услуги некоторых сервисов даже дешевле самокатов (смотри скрины)😅
P.p.s. Ставку нужно срочно снижать, реальному сектору экономики становится тяжелее с каждым месяцем.
#каршеринг #мысли #инвестиции
$DELI $YDEX $SBER