19 декабря 2025
UWGN
Для понимания уровня «боли». Ну или почему мы всегда отслеживаем данные погрузки РЖД.
В условиях децентрализации рынка автомобильных грузовых перевозок, динамика жд - наиболее адекватный индикатор, сигнализирующий о состоянии промышленности в моменте, намного раньше официальной промышленной статистики (еще раз и снова для тех, кто в танке и лично Молодого Министра: данные Росстата - это самочувствие промышленности несколько месяцев назад).
Если хотите, погрузка жд - это лампочка «проверьте двигатель». Да, можно ее игнорировать. Ровно до момента, когда через несколько месяцев ваше авто превратится в кучу дорого металлолома.
Погрузка РЖД - это металлургия, уголь, стройматериалы, нефть и нефтепродукты, химия, зерно. То есть системообращующие, базовые отрасли промышленности.
Исторически падение на 1–2 % свидетельствует о стагнации в этих отраслях (которая ретранслируется на остальные сектора).
3–4 % - уже отраслевой кризис.
Падение на 5 % и более - широкий промышленный спад.
Падение на 5,5 % по итогам 2025 года означает одновременно:
- падение промышленного производства на 3–5 % (и не надо нам про Росстат. Знаем мы, как и что Росстат считает).
- широкий инвестиционный спад,
- сокращение внутреннего спроса,
- падение экспорта.
Да, вы справедливо заметите, что в 1998 году погрузка упала оценочно на 7-9%. А в мировой кризис 2008-2009 гг. на 15%.
На что мы вам напомним, что погрузка падает 4 год подряд:
в 2022 году погрузка упала на 3,8%, в 2023 была стабилизация (-0,2%). В 2024 году очередное сильное падение на 4,1%.
Если вы любите красивые метафоры: мы разгоняясь летим с горы в обрыв.