💰Анализ рентабельности: ROA, ROE, ROI
Показатели рентабельности – одни из ключевых в оценке бизнеса. Они показывают, насколько эффективно компания использует ресурсы, которые есть в ее распоряжении: производственные, кадровые, денежные и другие.
Рентабельность – это показатель эффективности, представляющий собой соотношение прибыли и объема использованных для ее получения ресурсов.
Прибыль ставится в числитель, ресурсы – в знаменатель. При этом для расчета могут быть использованы как разные показатели прибыли, так и разные показатели ресурсов. В зависимости от этого выделяется целая группа коэффициентов рентабельности.
1️⃣ ROA – рентабельность активов
ROA = (Чистая прибыль / Совокупные активы) х 100%
Показывает эффективность ведения бизнеса с точки зрения использования компанией всего своего имущества. Значения показателя ниже у капиталоемких компаний, поскольку у них много основных средств: например, у энергетиков – электростанций. Имеет смысл сравнивать рентабельность активов в динамике (она должна расти), а также со среднеотраслевыми показателями.
2️⃣ ROE – рентабельность капитала
ROE = (Чистая прибыль / Собственный капитал) х 100%
Показывает, насколько эффективны вложения собственников компании, какова отдача на вложенный капитал. Значение рентабельности капитала в идеале должно расти и быть как минимум выше средней доходности безрисковых активов (государственных облигаций), а лучше – выше средней рентабельности капитала в отрасли.
3️⃣ ROIC – рентабельность инвестированного капитала
ROIC = (NOPAT / Инвестированный капитал) х 100%
🔹NOPAT (Net Operation Profit After Tax) - операционная прибыль компании после налогов
🔹Инвестированный капитал = Собственный капитал + Долгосрочные обязательства
Показывает, насколько эффективно компания трансформирует инвестируемый в нее капитал в прибыль. Значение ROIC должно быть выше значения средневзвешенной стоимости капитала (WACC), в противном случае компания генерирует убыток.
💪🏻 Перейдем к практике
Посчитаем показатели рентабельности Positive Technologies
$POSI - одной из ведущих российских компаний в сфере информационной безопасности. Будем использовать отчетность по МСФО за 2021 год (в млрд руб.)
🔹ROA = (1,91 / 9,37) х 100% = 20,4%
🔹ROE = (1,91 / 3,50) x 100% = 54,6%
🔹ROIC = (1,66 / 4,92) х 100% = 33,7%
*NOPAT = 2,08 х (1 - 0,2) = 1,66 млрд руб.
** Инвестированный капитал = 3,50 + 1,42 = 4,92 млрд руб.
Из показателей видим, что
$POSI имеет высокую маржинальность. И показатели рентабельности будут расти, если у компании получится сконцентрироваться на более маржинальных сегментах бизнеса.
📊 Интерпретация показателей рентабельности
Коэффициенты рентабельности рассматриваются в динамике, а также используются для сравнения компаний в рамках одной отрасли. В отличие от рыночных мультипликаторов, они не зависят от показателя капитализации, а значит, позволяют абстрагироваться от фактов недоцененности или переоцененности акций компании, от новостного шума и ожиданий.
Коэффициенты рентабельности – показатели-стимуляторы – чем выше их значение, тем лучше. Конкретные нормативы определить невозможно, однако за ориентир можно взять среднерыночные и среднеотраслевые значения. В идеале показатели рентабельности должны расти. Однако нужно понимать, что рентабельность должна быть стабильно высокой. Молодые компании, показывающие сверхприбыли, так же легко могут генерировать убыток. Кроме того, скачки показателей рентабельности могут быть связаны с эффектом низкой базы.
#учу_в_пульсе
#прояви_себя_в_пульсе
#пульс_оцени
#новичкам
#обучение