15 января 2025
Шеринговая экономика
Идея не владеть на 100% каким-то имуществом, а брать его в аренду на время в те моменты, когда оно вам нужно, гениальна. С точки зрения пользователя вы сокращаете затраты, а с точки зрения владельца этого предмета, он лучше эксплуатирует этот предмет и также получает больше выручки от него.
2024 год для ТОП-10 компаний шеринговой экономики выдался очень интересным — рост бизнеса был от 10% до 89%, медианные цифры же в районе 30%.
Я бы отдельно выделил, что МТС MTSS в этом году сделали огромный прорыв со своими самокатами, в Москве порой только они присутствовали на всех нужных точках и позволяли стартовать поезду «здесь и сейчас». Также отмечу, что МТС начал партнериться с Т-банком, интегрировав использование своих самокатов в желтое банковское приложение, таким образом увеличив свою возможную аудиторию. Ну и для МТС это возможность вывести на IPO часть бизнеса и сделать в нем оценку x2 к своей оценке как телекома за счет разницы мультипликаторов.
Для Whoosh WUSH я бы отметил сильно выросшую конкуренцию, и отсутствие доступа к огромному капиталу, как у МТС или Яндекса YDEX, для них может быть проблемой. Видно, что МТС не скупится на новые направления бизнеса.
Ну и в целом интересно, как аренда самокатов по выручке примерно равна аренде автомобилей. Хотя аренда автомобиля — это более фундаментальное действие, имеющее под собой большую платежеспособную базу. У нас в стране порядка 55 млн. автомобилей, из которых порядка 60+к авто каршеринговых. Если учесть, что 1 каршеринговый авто заменяет 8 личных, то на текущий момент влияние авто для каршеринга всего 0,9% на всю базу автомобилей. Если постепенно повторится история как с самокатами, когда личные самокаты почти изжили себя в пользу каршеринга, то мы еще десятилетия будем видеть огромный рост рынка каршеринга.
В этом плане интересно, что Делимобиль DELI почти всерьез рассуждает об автономных авто, что они долгосрочно готовятся к появлению такой опции передвижения и очень сильно вкладывают в инфраструктуру обслуживания и присутствия автопарка в нужных локациях, что будет ключевым фактором для развития компании в тот период. В этот же период рынки такси и каршеринга фактически схлопнутся в единый рынок.