16 июня 2025
Темпы роста выручки крупнейших ритейлеров РФ замедлились в I квартале
Совокупная выручка топ-10 FMCG-сетей (Fast Moving Consumer Goods, товары повседневного спроса) в I квартале 2025 г. достигла 2,91 трлн руб., пишет Коммерсантъ со ссылкой на данные Infoline. Прирост показателя за отчетный период составил 16,8% год к году (г/г) по сравнению с 23,6% в январе – марте 2024 г.
По данным Росстата, оборот розничной торговли в РФ в январе – апреле текущего года составил 18,93 трлн руб., увеличившись на 2,4% г/г по сравнению с 9,9% в аналогичном периоде 2024 г. Собеседник издания связывает тренд с ростом сберегательных настроений населения и отказом от избыточных трат.
Кроме того, замедление розничного рынка наблюдается и в активно развивающемся в последние годы онлайн-сегменте. Резкое падение темпов роста показал сервис Самокат: его выручка в I квартале 2025 г. увеличилась на 9,9%, до 60,68 млрд руб., в 2024 г. этот показатель достигал 96,5%. Источники Коммерсанта отмечают, что игроки рынка экспресс-доставки начинают активнее конкурировать друг с другом. Так, Самокат уступил лидерство онлайн-подразделению X5 ИКС 5, X5 Digital, выручка которого увеличилась на 55,6%, до 78,5 млрд руб. А оборот всей группы достиг 1,07 трлн руб., прирост оценивается в 20,7% за год.
Самый заметный темп повышения выручки среди крупнейших сетей в I квартале показала LENT Лента: оборот компании вырос на 23,2%, до 248,8 млрд руб. Однако темп роста бизнеса сократился в 2,7 раза г/г. Собеседники издания отмечают, что коррекция носит частично технический характер, а высокие показатели прошлого года во многом обусловлены приобретением сети «Монетка».
Бизнес ВкусВилла в I квартале вырос на 18,5%, до 91,37 млрд руб. Темп роста снизился в 1,9 раза. Как отмечает издание, компания сейчас занимается оптимизацией собственной сети офлайн-магазинов.
Оборот сети Светофор достиг 96,19 млрд руб. (-4% г/г). Сокращение показателя, уточняет издание, происходит как в контексте участившихся проверок контролирующих органов, так и в условиях общего снижения интереса потребителей к удаленным магазинам.
Выручка Auchan, делающего ставку на гипермаркеты, в I квартале упала на 1,7% г/г, до 65,61 млрд руб. Формат становится менее привлекательным для потребителя, выбирающего малоформатные объекты у дома и доставку, считают источники Коммерсанта.
Единственным крупнейшим игроком, демонстрирующим ускорение темпов роста бизнеса, стала Mercury Retail Group. Совокупный оборот ее сетей «Красное & Белое» и «Бристоль» увеличился на 23,1% г/г, до 365 млрд руб. Это на 3,3 п.п. больше, чем в 2024 г. Результаты обусловлены ростом цен на алкоголь и расширением ассортимента магазинов за счет продуктов питания, считают в Infoline.