16 декабря 2025
За неделю до экспирации фьючерсов теханализ работает хуже, рынок искажается новостями. Уже завтра — заседание ЕС по финансированию конфликта, а в пятницу решение ЦБ по ставке и прямая линия царя. Поэтому сегодня логично разобрать опубликованный вчера бюджет — как один из ключевых ориентиров для решения ЦБ по ставке.
▪️Что рынок пропустил в новостном шуме
В бюджетном прогнозе России до 2042 года не заложено ни одного профицитного года — дефицит закреплён как долгосрочная модель. Госдолг вырастет с 38 трлн рублей (17% ВВП) до 238 трлн (32% ВВП) в базовом сценарии и до 453 трлн рублей (около 70% ВВП) в консервативном.
Для сравнения:
• США >120% ВВП
• Япония >250% ВВП
▪️Дефицит как новая норма
В обоих сценариях бюджетного прогноза дефицит сохраняется на всём горизонте и к 2042 году вырастет до 21,6 трлн рублей (2,9% ВВП) в базовом варианте и 54,7 трлн рублей (8,4% ВВП) в консервативном, становясь структурной нормой.
▪️Расходы растут быстрее доходов
За 18 лет расходы бюджета вырастут почти втрое — до 126–145 трлн рублей, тогда как доходы увеличатся лишь до 90–104 трлн, то есть даже в базовом сценарии они устойчиво отстают от расходов.
❗️Дефицит бюджета за 11 месяцев 2025 года уже составил 4,28 трлн рублей, а по итогам года ожидается около 5,7 трлн — это в пять раз больше изначально заложенного в бюджете уровня.
▪️Нефтегазовая база сжимается
Существенная часть прогноза строится на снижении роли нефтегазовых доходов. Их доля в ВВП, по расчётам правительства, сократится с 5,5% в 2024 году до 1,9% к 2042 году.
❗️ При этом в модели заложена цена Urals на уровне $69 за баррель, тогда как фактически в отдельные периоды цена для налогообложения была ниже $45. Сейчас 50$. Параллельно прогноз предполагает ослабление рубля до 133 рублей за доллар к 2042 году.
▪️Как бюджет закрывает дефицит
Выпадающие нефтегазовые доходы планируется компенсировать за счёт усиления внутреннего налогообложения — повышения НДС, ужесточения УСН и патента, а также пошлин и акцизов, что увеличивает фискальное давление на бизнес и потребителей.
▪️Рост долга как встроенный механизм
Госдолг становится основным инструментом закрытия дефицита. В базовом сценарии он вырастет до 32% ВВП, что умеренно по мировым меркам, но в консервативном приблизится к 70% ВВП.
❗️ Это превращает государство в постоянного и крупнейшего заёмщика на рынке капитала и делает доходность ключевым фактором устойчивости всей системы.
▪️Что это значит для ставки и рынка
При хроническом дефиците и росте долга ставка не может быть низкой: бюджету нужен спрос на ОФЗ и контроль инфляции. Рынок же закладывает быстрое смягчение, игнорируя более высокую нейтральную ставку и вторичную инфляцию, из-за чего возникает разрыв с логикой ЦБ.
▪️Почему ставка не может быстро снижаться
Кажется, что снижение ставки должно удешевлять долг, но при дефицитном бюджете часто происходит наоборот.
❗️Государство занимает по рыночной доходности ОФЗ, и если ставка снижается слишком быстро, рынок закладывает риски и требует премию — в итоге обслуживание долга дорожает даже при мягкой ДКП.
▪️Логика решений ЦБ
В таких условиях ЦБ может снижать ставку лишь осторожно — малыми шагами или через паузы: бюджет не оставляет пространства для агрессивного смягчения, а дальнейшее снижение влияет скорее на ожидания, чем на рост экономики.
Поэтому...
Бюджетный прогноз до 2042 года закрепляет постоянный дефицит и рост долга, и ставка не может быстро уйти ниже без риска разбалансировки. Уровни ниже 13% возможны только при резком замедлении экономики или изменении бюджетной логики, тем более что повышение НДС на 2 п.п. почти неизбежно уйдёт в цены и добавляет инфляционного давления. В этой конфигурации базовый сценарий для ЦБ — снижение на 0,5 п.п., альтернативный — пауза: небольшой шаг позволяет формально продолжить смягчение, не запуская ожидания быстрого цикла.