13 декабря 2025
🚕 YDEX такси строит свою машину: гениальный ход или опасный зигзаг?
Друзья, пока все спорят про айти и рекламу, Яндекс тихо готовится стать автопроизводителем. Да, вы не ослышались. Проект UMO 5 — это их будущий электрокар для такси, и это не просто новость, а стратегическая бомба. Сейчас разберём, насколько это вообще адекватно.
С одной стороны, логика железная. Яндекс — это гигантский таксопарк на колёсах, который каждый день платит миллионы водителям и партнёрам. Зачем отдавать эти деньги сторонним автопроизводителям, если можно создать машину под себя? Целевая цена в 2,4 млн рублей (с учётом субсидии) и лизинг от 69 тыс. в месяц — это прямая попытка зацепить водителей «Яндекс Такси» экономией. По их же расчётам, эксплуатация электромобиля будет на 255 тысяч рублей в год дешевле, чем бензиновой машины. Это серьёзный аргумент.
Но с другой — тут сплошные минное поле. 🇨🇳 Китайская сборка на базе GAC Aion Y Plus — это быстро, но не даёт контроля над технологиями. Рынок электрокаров в России проседает (продажи упали на 37% за 10 месяцев), а инфраструктура для зарядок растёт очень медленно. Представь себя водителем: где и как быстро ты будешь заряжать эту машину, если публичных станций критически мало? А остаточная стоимость непонятного на рынке китайского электромобиля — это вообще лотерея.
Плюс, появились конкуренты на горизонте. Отечественный электрокар «Атом», который скоро будут делать на заводе «Москвич», уже позиционируется для такси и имеет господдержку. Правда, он дороже — почти 3 млн рублей. Но в такой гонке преимущество не всегда за самым дешёвым.
Так что это за ход? Это не про то, чтобы стать новым Tesla. Это глубоко вертикальная интеграция: Яндекс хочет контролировать всю цепочку — от железа до поездки в приложении. Если удастся наладить процесс, они снизят зависимость от партнёров и получат дополнительную маржу. Но риски колоссальные: автопром — это капиталоёмкая, низкомаржинальная и сложная индустрия, где у Яндекса почти нет экспертизы.
Для инвестора это палка о двух концах. С одной стороны, проект может стать новым драйвером роста и показателем силы экосистемы. С другой — это отвлечение ресурсов, денег и управленческого внимания от core-бизнеса (поиска, рекламы, eda). Если фокус потеряется, можно упустить позиции в основном, что гораздо страшнее.
Резюмирую: идея смелая и в долгосрочной перспективе может окупиться, но в 2026 году ждать взрывного роста от этого проекта точно не стоит. Это история на 5-7 лет вперёд, полная технологических и рыночных рисков. Делить на неё свои инвестиционные ожидания нужно очень аккуратно. И да, как всегда — это приоритетный сценарий, а не гарантия. Всё может пойти не по плану.
‼️ Кстати, если тебя интересуют идеи с более конкретными и близкими драйверами, то в профиле уже есть подборка акций, на которые стоит обратить внимание в связи с возможными грядущими выборами в Украине 🔥
👉 Скорее изучай, пока эти сценарии не стали главной темой дня!