💡 Лента — что стоит за мощным ростом
?
Сегодня разберём отчёт Ленты за 3 квартал 2025 года. Компания снова удивила цифрами, и давайте подробно посмотрим, откуда идёт рост, что происходит с расходами, и как обстоят дела с долгом и инвестициями.
📈 Основные цифры за 3 квартал 2025:
•Выручка: +26,8% до 267,5 млрд руб.
•EBITDA: +15,5% до 19,6 млрд руб.
•Чистая прибыль: +88% до 8,2 млрд руб.
Компания продолжает динамично развиваться благодаря активным инвестициям, расширению сети и сделкам M&A.
Но помимо этого не меньший вклад в рост показателей внесли:
🛒 LFL-показатели и покупательская активность
•LFL-продажи: +10,4%
•LFL-средний чек: +11,1%
•LFL-трафик: −0,6%
Средний чек растёт быстрее официальной инфляции — это очень хорошо. Однако посещаемость немного просела, особенно в формате «магазинов у дома» (–2,1%), куда входит сеть «Монеточка». В то же время в гипермаркетах и супермаркетах трафик, наоборот, подрос.
Но такое снижение LFL-трафика или его замедление - это общая тенденция для всех ритейлеров сейчас,что связано с общим замедлением рынка ритейла (в связи с высокой ключевой ставкой), а отсюда падает активность потребителей.
⚠️ Кстати, в LFL-результаты за 3 квартал пока не входят недавно купленные сети «Улыбка радуги» и «Молния».
Отдельно стоит отметить онлайн-направление — здесь Лента чувствует себя прекрасно. Онлайн-выручка выросла на 26,7%, до ≈16,9 млрд руб.
💰 Чистая прибыль: почему такой сильный рост?
На первый взгляд, +88% к чистой прибыли выглядит впечатляюще, но не все так просто.
Рост в основном искусственный: в 3 квартале 2024 года у Ленты были негативные налоговые переоценки (~2,2 млрд руб.) из-за повышения налога на прибыль до 25%. Эти переоценки снизили базу чистой прибыли в том периоде — из-за этого сравнение 2025 vs 2024 даёт раздутый %-рост
Если бы убрать этот фактор, рост прибыли был бы заметно скромнее. А причиной тому быстрорастущие расходы:
📉 Расходы и рентабельность
Так,общие операционные расходы (без амортизации) выросли на 40,4% г/г до 44,7 млрд руб.
Сильнее всего росли расходы на персонал: +37,3% до 23 млрд руб. И на рекламу: +73,2% до 2,4 млрд руб.
Из-за этого рентабельность по EBITDA снизилась с 8,1% до 7,3%.
Но такой рост расходов объясняется быстрым расширением сети, в результате чего приходится нанимать новый персонал и продвигать новые магазины. Поэтому ничего страшного здесь нет.
🏗 Капитальные вложения и FCF
CapEx за квартал составил ≈12 млрд руб. (+35% г/г). Основная статья расходов всё та же — активное расширение сети. Только за 3 квартал открыли 301 магазин «у дома», 110 дрогери-магазинов, 9 супермаркетов и 1 гипермаркет (всё с учётом закрытий).
Поэтому свободный денежный поток (FCF) за третий квартал ушел в отрицательную зону -2,4 млрд руб.
🧾 Долговая нагрузка
Тут у компании всё хорошо, даже несмотря на M&A-сделки, активную экспансию, долг у компании практически не растет, а соотношение чистый долг / EBITDA с начала года осталось на уровне 0,9х.
Но вот тут стоит отметить, что большая часть долга у Ленты — это краткосрочные долги под низкую ставку, средняя ставка по долгу у них сейчас 13,5% (в 2024-м была 10,7%). Это значит, что в будущих кварталах Ленте придется либо гасить все эти долги, что маловероятно, либо рефинансировать под нынешнюю высокую ключевую ставку, что приведет к росту процентных расходов в будущем
📊 Вывод
Лента продемонстрировала впечатляющие результаты за третий квартал. Компания продолжает активно расти и инвестировать в своё развитие, и при этом практически не увеличивая долговую нагрузку. Расходы, конечно, растут, но это плата за стремительное расширение сети. А за девять месяцев 2025 года Лента уже выполнила годовой план, открыв более 1000 новых магазинов.
И уже в ноябре будет представлена обновлённая амбициозная стратегия развития компании до 2028 года.
При этом по мультипликаторам Лента оценена всё ещё не дорого, что делает её привлекательной для долгосрочных инвесторов.
$LENT #LENT #лента #пульс_оцени #разбор