По данным Единой информационной системы жилищного строительства, выручка 20 крупнейших девелоперов России за девять месяцев 2025 года снизилась на 14%, составив 1,27 трлн рублей. Продажи жилья упали на 11%, несмотря на рост средней стоимости квадратного метра на 11,6% — до 244,7 тысячи рублей.
Основной причиной снижения выручки девелоперов стало снижение спроса на жилье на фоне сокращения программы субсидированной ипотеки и роста рыночных ставок по ипотечным кредитам. В условиях дорогих кредитов и высокой стоимости жилья покупатели становятся более сдержанными в своих решениях, что влияет на объемы продаж.
Хотя цена квадратного метра увеличилась, этого оказалось недостаточно, чтобы компенсировать падение спроса. Важным фактором для результатов продаж стала и зависимость девелоперов от ипотеки, особенно субсидированной. Например, ПИК продолжает успешно продавать жилье, ориентированное на семейную ипотеку. В то же время такие девелоперы, как Setl Group и А101, распродали свои текущие проекты и не спешат выводить новые на рынок, что также сказывается на результатах.
В текущих условиях многие эксперты опасаются замедления строительства. Наталия Кузнецова, заместитель гендиректора агентства недвижимости Ricci, указывает на снижение спроса из-за высоких ипотечных ставок. Это создает риски для рынка жилья на ближайшие годы.
Аналогичные опасения высказывал и вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. По его словам, доля рыночной ипотеки в этом году составит всего 18%, что создает проблемы для развития жилья в стране.
Ранее Коммерсантъ со ссылкой на Банк России и аналитический центр ДОМ.РФ сообщал, что россияне стали меньше пользоваться программами льготной ипотеки. Объем выдачи за сентябрь снизился на 7 млрд рублей, до 313 млрд рублей, а количество кредитов с господдержкой уменьшилось с 56 тысяч до 54 тысяч.
По итогам первого полугодия большинство застройщиков продемонстрировали слабые результаты. Эталон сообщил о падении продаж на 47%, ЛСР осталась в чистом убытке на 2,5 млрд рублей, Самолет сообщил о снижении прибыли более чем в два раза, а у группы ПИК показатель упал на 22%, несмотря на то, что компания остается лидером по вводу жилья.