В конце апреля 2025 года Магнит объявил о покупке контрольного пакета акций сети Азбука вкуса — одного из лидеров премиального ритейла в России. Сделка охватывает около 170 магазинов в Москве и Санкт-Петербурге, пять фабрик-кухонь и три распределительных центра. Это стратегическое приобретение открывает для Магнита новый ценовой сегмент, усиливает позиции на столичном рынке и позволяет диверсифицировать бизнес.
В 2024 году выручка Азбуки вкуса составила около 101,2 млрд рублей, что на 17% выше уровня 2023 года. Компания не раскрывает EBITDA за полный 2024 год, по нашим консервативным оценкам, она может быть порядка 5-5,5 млрд рублей. Мы считаем, что Азбука вкуса, как и другие ритейлеры, страдает от роста заработных плат линейного персонала на фоне рекордно низкой безработицы в стране, что оказывает давление на операционную прибыль.
В свою очередь, Магнит за 2024 год сумел нарастить выручку на 19,6% доведя ее до более чем 3 трлн рублей. EBITDA компании составила почти 172 млрд руб., что эквивалентно 5,6% рентабельности.
Исходя из наших консервативных оценок и текущего масштаба бизнеса Азбуки вкуса, мы не считаем, что стоит ожидать значительного улучшения рентабельности Магнита в будущем только за счет приобретения премиального ритейлера. Потенциал для синергий и расширения представлен скорее в качественном, чем в количественном выражении — через доступ к новой аудитории, развитие компетенций в премиальном сегменте и усиление позиций в столицах.
Текущий мультипликатор EV/EBITDA для сектора продовольственного ритейла находится в диапазоне 3–4х. Однако необходимо учитывать премию за контроль, поскольку Магнит приобретает именно контрольный пакет акций, а не миноритарную долю. В связи с этим, мы считаем, что Азбука вкуса была оценена в диапазоне от 30 до 35 млрд рублей, что соответствует мультипликатору EV/EBITDA на уровне 4,5–5,5х. Такой диапазон выглядит справедливым с учетом специфики бизнеса, ограниченного географического присутствия, но высокой лояльности клиентов и потенциала для синергии.
• Выход в премиальный сегмент. У Магнита не было присутствия в верхнем ценовом сегменте. С приобретением Азбуки вкуса ритейлер закрывает этот пробел, формируя полноценную экосистему — от дискаунтеров до премиума.
• Укрепление в столицах. Азбука представлена преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге — регионах, где Магнит исторически уступал конкурентам. Сделка позволяет усилить позиции на ключевых рынках.
• Противодействие конкурентам. Ранее АВ рассматривалась в качестве цели для других игроков (например, Яндекс и Лента). Став новым владельцем, Магнит не допустил укрепления конкурентов в премиальном сегменте.
В прошлом году совет директоров дал рекомендацию по дивидендам за девять месяцев 2024 года в размере 560 рублей на акцию. Однако в конце декабря собрание акционеров не состоялась и решение «повисло в воздухе».
Мы предполагаем, что базово при определении размера дивидендов совет директоров Магнита будет ориентироваться на свободный денежный поток группы по МСФО с корректировкой на капитальные расходы и расчеты по долговым обязательствам.
Однако теперь компания потратит, по нашим оценкам, 30-35 млрд рублей на покупку премиальной ритейл сети, что сократит доступные денежные средства на балансе и соответственно повлияет на размер потенциальных дивидендов.