Российский рынок каршеринга к 2028 году может вырасти в пять раз и занять до четверти рынка шеринга, вытеснив такси, следует из прогнозов Б1. А автопарк каршеринговых компаний должен удвоиться.
На конец 2022 года каршерингом в России пользовалось всего 1,2% населения при максимальном потенциальном охвате в 20,4%. Сейчас, по нашим оценкам, каршерингом в России пользуется уже 2,5—3% населения.
Владение собственным авто дорожает — спрос на каршеринг растет
Средняя стоимость нового автомобиля, по данным аналитиков Автостата, превысила 3 млн рублей по итогам 2024 года. При этом исторически около половины покупок новых автомобилей совершается в кредит, а ЦБ продолжает сохранять высокие процентные ставки. В таких условиях повышается интерес к рынку каршеринга.
На российском рынке каршеринга есть четыре значимых игрока. Делимобиль сейчас лидирует по количеству городов присутствия и размеру автопарка.
Второе место по размеру парка занимает Ситидрайв (принадлежит Сберу).
Третье место — у Яндекс Драйва. Он является частью экосистемы Яндекса — это, по нашему мнению, его важнейшее конкурентное преимущество.
Четвертое место у независимого сервиса BelkaCar. Это одна из первых компаний на российском рынке шеринга.
Появление новых сервисов каршеринга мы считаем маловероятным из-за высоких барьеров для входа в отрасль.
Что в итоге?
Мы считаем, что рост рынка в пять раз выглядит слишком амбициозно. Тем не менее, у сервисов каршеринга неплохой потенциал для дальнейшего развития.
Делимобиль — крупнейший российский оператор аренды авто. Компания вышла на IPO в феврале 2024 года: доля акций в свободном обращении составила 9%. С этого момента акции упали более чем на 30%.
Наша целевая цена по бумагам Делимобиля — 205 рублей на акцию (рост на 15% к текущей цене).
У Делимобиля много постоянных клиентов, а машины используются часто и эффективно. Поэтому сервис приносит прибыль и продолжает расти, в отличие от многих зарубежных конкурентов, которые все еще работают в убыток.
1. Аренда автомобиля в лизинг и предоставление каршеринговых услуг в Москве в течение четырех лет;
2. Выкуп автомобиля и его перевод в региональный парк;
3. Продажа подержанного автомобиля после шести лет использования.
У Делимобиля есть собственная платформа для продажи автомобилей с пробегом — Купимобиль.
Выручка Делимобиля на 95% генерируется за счет договоров аренды. Небольшая часть приходится на прочие услуги, включая продажу подержанных машин и доставку.
По нашему прогнозу, выручка Делимобиля по итогам 2025 года вырастет на 41% г/г.
Основные составляющие в структуре себестоимости — это расходы на обслуживание и ремонт автомобилей, а также затраты на топливо.
Сейчас Делимобиль активно развивает сеть собственных станций ТО.
По итогам 2024 года Делимобиль показал существенное снижение рентабельности по EBITDA. Причины две:
Мы ожидаем, что за счет оптимизации расходов рентабельность восстановится до 30%.
По итогам 2024 года EBITDA после учета затрат на аренду составила -1,4 млрд рублей (рентабельность 5,1%).
В 2021 году компания впервые вышла в плюс по чистой прибыли, но по итогам 2024 года вернулась к околонулевым значениям. Это связано с ростом финансовых расходов на фоне высокой процентной ставки.
Мы ожидаем, что по итогам 2025 года чистая прибыль вернется к уровню 2023 года и составит около 2 млрд рублей. В дальнейшем она будет расти, а рентабельность по этому показателю превысит 10% к 2027 году.
Около 55% долга Делимобиля приходится на лизинговые обязательства. Во время заключения контракта с лизингодателем автомобили учитываются на балансе в качестве внеоборотного актива. Первоначальный взнос по контракту околонулевой, а ставка лизинга в среднем на 3 п.п. выше ключевой ставки ЦБ.
С начала 2024 года новые лизинговые контракты заключаются с плавающей ставкой, привязанной к ключевой. На текущий момент 59% долгового портфеля — обязательства с фиксированной ставкой, при этом большая часть погашения облигаций придется на 2026 год.
На конец 2024 года чистый долг/EBITDA составил 5,1х на фоне активного расширения парка и роста процентных расходов.
По итогам года менеджмент ожидает снижения показателя чистый долг/EBITDA до уровня ниже 3x. Мы полагаем, что по итогам 2025 года чистый долг компании снизится до 2,7x.
По итогам 2024 года свободный денежный поток Делимобиля был отрицательным и составлял 3 млрд рублей. Мы ожидаем, что уже в этом году компания выйдет на положительный уровень.
По итогам первого полугодия Делимобиль впервые выплатил дивиденды на 176 млн рублей, или 1 рубль на акцию (доходность 0,5% к текущей цене).
Учитывая общий размер чистой прибыли по итогам 2024 года, а также высокий уровень долговой нагрузки, мы прогнозируем, что следующие дивиденды компания сможет объявить только в 2026 году. При этом дивидендная доходность, по нашим оценкам, будет далека от привлекательного уровня.
Компания также намерена провести обратный выкуп акций в рамках программ долгосрочной мотивации сотрудников. Учитывая, что в свободном обращении сейчас находится всего 9% акционерного капитала, дополнительный выкуп акций с рынка может негативно сказаться на ликвидности.
Для определения справедливой стоимости акционерного капитала мы использовали оценку, полученную при помощи метода дисконтирования денежных потоков на горизонте ближайших десяти лет. Наша оценка базируется на средневзвешенной стоимости капитала (WACC) на уровне 22% и терминальном темпе роста 5%.
Справедливая цена за бумагу на горизонте 12 месяцев составляет 205 рублей. Потенциал роста акций на горизонте года — около 15% а наша рекомендация по бумагам — «держать».
Акции в 2025 году торгуются по мультипликаторам 5,8x EV/EBITDA и 13,2x P/E.
Мы с осторожностью смотрим на инвестиционный кейс Делимобиля.