Европлан — крупнейшая независимая автотранспортная лизинговая компания.
Ее главное преимущество — свобода от политики банков, производителей и страховщиков, что позволяет сосредоточиться на автолизинге.
Компания обладает высокой экспертизой в управлении автопарками и помимо основного процентного дохода зарабатывает комиссии, предоставляя клиентам широкий спектр продуктов.
2024 год в цифрах:
Финансовые показатели по итогам 2024 года:
Динамика рынка автомобилей (легкового и грузового транспорта) является одним из основных факторов, влияющих на показатели бизнеса Европлана.
По данным аналитических агентств в 2024 году:
Лучшую динамику показал сегмент легковых авто: продажи выросли на 55% г/г (в рублях) и на 48% г/г (в штуках).
Продажи коммерческого транспорта показали худшую динамику с 2020 года.
По итогам 2024 года:
Мы прогнозируем снижение авторынка на 11% г/г (в рублях) по итогам 2025 года.
Более половины легковых авто приобретались в кредит в 2024 году, а доля лизинга составила 14%. Основным фактором, который негативно влияет на рынок, остаются процентные ставки. Рынку автомобилей потребуется некоторое время для перехода к росту после начала снижения ставок.
Как мы уже писали выше, рынок лизинга стал заложником высоких ставок, что сказалось на снижении объема нового бизнеса*. У двадцати крупнейших игроков отрасли объем упал на 6% г/г, до 3 трлн рублей (без учета НДС), по итогам 2024 года.
* Новый бизнес — стоимость переданных клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода (без НДС)
Текущий год может стать сложным для российской лизинговой отрасли из-за снижения авторынка и высоких ставок. Ожидается падение объема нового бизнеса на 12% г/г, до 1,5 трлн рублей, с сокращением в сегментах легковых (-10%) и коммерческих авто (-14%). Это создаст давление на рынок, но сохранит потенциал восстановления в будущем.
Восстановления рынка мы ожидаем к 2026 году в случае снижения ставок до приемлемых уровней (ниже 15%).
Мы ожидаем:
Основную долю активов (85%) занимает лизинговый портфель — чистые инвестиции в лизинг (ЧИЛ).
Данная структура обеспечивает широкую диверсификацию по клиентам и снижает риски зависимости от одного крупного клиента/отрасли. В случае с Европланом крупнейший клиент занимает долю 0,6% от портфеля, а топ-10 клиентов — 3%.
Портфель также имеет широкую диверсификацию по регионам России.
Основной источник фондирования для Европлана — кредиты (59% обязательств) и облигации (16%).
Все привлеченные кредиты (178 млрд рублей) по состоянию на конец 2024 года номинированы в рублях, почти половина из которых обеспечена активами Европлана. В залоге у банков хранятся активы в виде лизингового портфеля на сумму 84,7 млрд рублей.
Даже с учетом стоимости существующих выпусков (ниже текущих ставок, как видно на графике) мы ожидаем ограниченного влияния на стоимость обязательств в 2025 году.
Мы ожидаем сокращения нового бизнеса Европлана в автосегменте на 12% г/г по итогам 2025 года.
В случае снижения ставок в соответствии с нашим прогнозом бизнес Европлана может вернуться к росту в 2026 году вместе с сектором. По нашим оценкам, средний прирост объема нового бизнеса в 2026—2030 годах может составить 18% ежегодно.
Активы Европлана принесли компании выручку в размере 41,5 млрд рублей в 2024 году.
Около 60% выручки (25,6 млрд рублей) занимает чистый процентный доход.
40% — это комиссионные доходы (15,9 млрд рублей).
Динамику чистого процентного дохода определяют:
Стабильная высокая процентная маржа, которая достигла почти 10% по итогам 2024 года, обеспечена высокой доходностью активов (выше 21%, по нашим расчетам) и относительно стабильной стоимостью фондирования.
Мы полагаем, что текущий уровень чистой процентной маржи, вероятнее всего, будет снижаться на фоне ожидаемого падения ставок и конкуренции за клиента в ближайшие годы. Доходность активов может сократиться с текущего 21% до 17% в прогнозном периоде. Мы оцениваем устойчивый уровень процентной маржи в 8—8,5% в долгосрочной перспективе.
Другой важной составляющей выручки являются комиссионные доходы. Комиссии меньше зависят от процентных ставок, в отличие от чистого процентного дохода, и больше — от уровня конкуренции на рынке.
Европлан обеспечивает максимизацию комиссионных доходов, благодаря широкому спектру услуг. На один договор лизинга компания получает комиссии по 5—6 дополнительными услугами.
Непроцентные доходы включают следующие статьи:
Мы прогнозируем снижение удельных комиссий с пикового уровня в 2025 году 6,4% до 4,5% — это ниже среднего уровня (5,2%) за последние десять лет. Это следствие высоких ставок и конкуренции в отрасли.
Мы ожидаем роста выручки в среднем на 10% ежегодно после 2025 года. Умеренный рост выручки обусловлен ожидаемой коррекцией чистой процентной маржи с высоких 10% до умеренных 8—8,5%, а также коррекцией в комиссионной марже с 6% до 4,5%.
Основные статьи расходов Европлана:
Отчисления в резервы по итогам 2024 года составили рекордные для компании 9 млрд рублей, а стоимость риска (доля зарезервированного портфеля лизинга за год) достигла 3,7%.
Мы полагаем, что слабый авторынок и замедление роста цен на транспортные средства (особенно на коммерческие авто) сохранят давление на качество активов в 2025 году. Это может вызвать рост стоимости риска с 3,7% в 2024-м до 4,5% в текущем году.
В таком случае расходы на резервы будут высокими в 2025 году (рост на 20%, по нашим прогнозам). Нормализации ситуации с качеством активов мы ожидаем с некоторым лагом после начала снижения ставок, возможно ближе к концу 2025 года, благодаря возвращению цен на транспортные средства к умеренному росту. В дальнейшем предполагаем консервативный уровень стоимости риска.
В последние годы Европлан показывает впечатляющий рост операционной эффективности. Среднегодовой темп роста издержек не превышал 18% г/г за последние пять лет при приросте совокупного дохода в 30% г/г.
Это снизило коэффициент CIR (расходы/доходы) до рекордно низкого уровня в 26%, что является одним из лучших показателей среди крупных публичных финансовых компаний России.
Мы не ожидаем сохранения CIR на столь низком уровне в будущем. Как мы писали ранее, падение объемов нового бизнеса в 2025 году негативно скажется на выручке. При этом компании, вероятно, не удастся существенно сократить издержки, так как ей нужно сохранить квалифицированный персонал для активного роста бизнеса в период восстановления рынка лизинга.
Мы ожидаем, что самым сложным периодом как для Европлана, так и для отрасли в целом может оказаться первое полугодие текущего года, пока ставка остается высокой.
Учитывая предполагаемое снижение, мы ожидаем уменьшения давления на прибыль в четвертом квартале 2025-го за счет нормализации (сокращения) отчислений в резервы относительно высоких уровней первого полугодия.
Если ставка снизится, то 2026 год может стать годом восстановления для авторынка и, соответственно, для Европлана. Прибыль может восстановиться до уровней выше 2024 года (до 16 млрд рублей к 2026 году).
Основные факторы, которые поддержат восстановление прибыли:
В долгосрочном периоде, по нашим расчетам, Европлан обеспечит рентабельность капитала в диапазоне 27—29%, удерживая рост портфеля и нового бизнеса на уровне рынка.
Среднегодовой прирост чистой прибыли может составить 15% в 2026—2030 годах.
Согласно нашим оценкам, после 2026 года ROE сможет восстановиться до 29% в долгосрочном периоде за счет снижения отчислений в резервы при умеренной коррекции процентной и комиссионной маржи на фоне высокой конкуренции в отрасли. Прогнозируемый уровень рентабельности будет ниже среднего исторического уровня.
Дивидендная политика Европлана предполагает выплату не менее 50% чистой прибыли в виде дивидендов. Компания уверенно себя чувствует, имея запас по достаточности капитала выше требуемых кредиторами*.
* Банки, предоставляющие фондирование Европлану, используют ковенанты по достаточности капитала для ограничения рисков
Препятствием для выплат дивидендов может стать резкое ухудшение макроэкономических условий или, наоборот, рост рынка лизинга кратно выше наших прогнозов (компания может направить капитал на рост портфеля и поддержание доли рынка).
Акции Европлана торгуются по мультипликатору P/E 25 (цена/прибыль) 7х. Это ниже среднего уровня с момента IPO (7,4х). С учетом относительно слабого текущего года обратим внимание на мультипликатор после ожидаемого восстановления бизнеса в 2026 году (по нашим прогнозам, прибыль в 2026-м превысит уровень 2024-го).
Прогноз по мультипликатору P/E 2026 составляет 5,8х, что на 20% ниже среднего значения с момента IPO.
По мультипликатору цена/капитал акции торгуются в полтора раза дороже других акций финансового сектора. Премия обусловлена высокой рентабельностью бизнеса: прогнозируемый ROE на 2026 год может составить 27% против среднего значения 22% в секторе.
Мы оцениваем справедливую стоимость акций Европлана двумя методами: дисконтированных дивидендов (DDM) и residual income (метод остаточной стоимости). По нашим расчетам, целевой мультипликатор P/E на 2026 год может составить 7,3х, а P/B — 1,9x.
В случае длительного сохранения высокой ставки рост бизнеса МСП (основных клиентов Европлана), а значит, и спрос на лизинг будут ниже ожиданий. Это может помешать достижению прогнозных показателей и негативно повлиять на рост портфеля, доходов и на качество активов Европлана.
Высокие ставки также негативно влияют на стоимость имущества, которое заложено по лизинговым договорам клиентами Европлана.
Ухудшение геополитической обстановки и усиление санкционного давления могут привести к проблемам в логистике или в работе дилеров, что вынудит предприятия отложить обновление автопарков.
Рост конкуренции и консолидации рынка может негативно повлиять на процентную маржу (соответственно, на рост доходов Европлана) и ограничить рост портфеля в будущем.
Потенциальное ужесточение регулирования игроков лизинговой отрасли может ограничить рост и рентабельность бизнеса лизинговых компаний.
Мы присваиваем рейтинг «держать» для акций Европлана. Целевая цена — 904 руб./акцию, потенциал роста — 20%.