
Минздрав России выступил против легализации дистанционной торговли алкоголем. По мнению ведомства, такой шаг противоречит госполитике по снижению потребления спиртного и целям стратегии развития здравоохранения до 2030 года.
Запрет направлен на защиту здоровья граждан всех возрастов и эффективно снижает доступность такой продукции, заявил Минздрав в ответе на обращение АНО «Цифровой мир» и Национального родительского комитета, с которым ознакомился Коммерсантъ. Кроме того, мера снижает связанные с потреблением спиртного «медицинские и социальные риски, включая смертность, травматизм и преступность».
По мнению участников рынка, онлайн-торговля алкоголем не вызовет резкий рост потребления. Современные цифровые инструменты, включая биометрию, позволяют надежно контролировать возраст покупателей, указали представители отрасли. Кроме того, эксперимент может стать дополнительным каналом сбыта для малых виноделен и редкой продукции.
При этом в АНО «Цифровой мир» указали на опасения, что легализация усложнит борьбу с нелегальными интернет-площадками, которые маскируются под легальные сервисы.
Минцифры сейчас рассматривает возможность продажи российских вин через интернет, эксперимент планируется провести во втором-–третьем квартале следующего года. В ноябре стало известно, что ведомство приступило к разработке проекта после поручения со стороны президента РФ Владимира Путина.
Там напомнили, что сейчас в России проходит эксперимент по продаже энергетических напитков через интернет-площадки и вендинги с помощью технологий биометрии. В будущем планируется расширить категории товаров, которые будут реализовываться по этой системе. Дистанционную продажу вина могут запустить уже в 2026 году, другие виды алкоголя и табачная продукция будут доступны к покупке в интернете в 2027-м.
Пять крупных производителей алкоголя недавно предупредили ритейлеров о повышении с января отпускных цен на фоне роста акцизов, себестоимости и налоговой нагрузки. Ожидается, что в январе цены в магазинах вырастут в среднем на 10—17%. Уведомления направили Novabev Group (Beluga, Архангельская), КВК Групп (коньяк Коктебель, водка Medoff), Алкогольная сибирская группа (АСГ), ГК Руст и группа Ladoga.
Аналитик Т-Инвестиций Александр Самуйлов ранее отмечал, что повышение акцизов повлияет на цены на алкоголь во всех каналах сбыта и потенциально может вызвать переток спроса в более дешевые сегменты рынка. По его словам, рост акцизов вкупе с повышением НДС до 22% может оказывать небольшое давление на динамику продаж сети алкомаркетов ВинЛаб, которая принадлежит Novabev.
В 2025 году продажи алкогольной продукции в России снижались. По данным Росалкогольтабакконтроля, розничные продажи водки в январе — ноябре упали на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 66,31 млн дкл, коньяка — на 9,1%, до 11,37 млн дкл. В октябре потребление алкоголя в России снизилось до минимального уровня за 26 лет, составив 7,74 л на человека. Падает и производство спиртного. В январе — ноябре 2025 года на 5,5% снизился выпуск водки, коньяка — на 15,9%.
Фото: Shutterstock
Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, упомянутые в данном обзоре, приведены исключительно в информационных целях; обзор не является инвестиционной идеей, советом, рекомендацией, предложением купить или продать ценные бумаги и другие финансовые инструменты. Уведомляем Вас о том, что при приобретении и владении иностранными ценными бумагами вы можете столкнуться с рисками депозитарной инфраструктуры, связанными с геополитической ситуацией.