Очень много паники в пульсе, а мы знаем, что на время паники появляется много инвест возможностей. Ну что ж, давайте отбросим эмоции и с рациональной точки зрения взглянем на ситуацию, которая сложилась в
$BABA
Для начала нужно разобраться в сути и перспективах бизнеса, основываясь на: структуре выручки в сегментах, точках роста по мнению руководства, мировых тенденциях и конкурентных преимуществах.
Большая часть выручки приходится на china commerce (по последним данным это 63% от всей выручки). Флагманами этого сегмента являются:Taobao (сервис, через который местные жители покупают товары у китайских самозанятых и ИП), TMALL (через этот сервис крупные мировые бренды типа Nike продают товары в Китае) и Sun Art (сеть гипермаркетов). Взгляните на рисунок 1, чтоб ознакомиться с остальными приложениями этого сегмента. Также на этом рисунке можно увидеть общую выручку от коммерции (85% на данный момент). Согласно мировым тенденциям, CAGR по рынку e-commerce планирует находится на уровне ~10%
Пока все кажется интуитивно понятным, но не все так просто, не зря я ведь говорил про конкурентные преимущества, перейду к ним.
Есть 4 вещи, которые важны в эл. коммерции: качество сервиса/товаров, разнообразность выбора, скорость доставки и надежность переводов. Пойдем по порядку. По первым 2ум пунктам все просто. Taobao и TMALL имеют отличный сетевой эффект, тем самым проникают в жизнь обычного китайца не меньше WeChat (крупнейший китайский мессенджер принадлежащий Tencent), этот сетевой эффект возник благодаря качеству сервиса и товаров, а также благодаря интуитивной понятности приложения. Здесь разобрались, а вот в 3 и 4 пункте кроется конкурентное преимущество - это треугольная модель e-commerce бизнеса алибабы, которая показана на рисунке 2. В отличии от
$JD у бабы есть свой платежный сервис, который отлично вшит в экосистему алибабы. Этим платежным сервисом является Ant Group (1/3 бизнеса принадлежит алибабе через Alipay). В то время, пока JD платит лишнюю комиссию Tenpay (платежный сервис Tencent) за каждый оплачиваемый товар на JDcom, алибаба получает максимальную прибыль со своего клиента, что в дальнейшем будет влиять на маржинальность бизнесов (это даже можно увидеть сейчас).
Международный e-commerce бизнес алибабы нам интуитивно более понятен. В него входят всем знакомый aliexpress и Lazoda (сервис для жителей Сингапура). Хоть и влияние этого сегмента пока особо не ощущается (5% от все выручки), но него приходится 240 миллионов пользователей. По словам ген. директора, одной из точек роста компании будет экспансия международного рынка. Руководство планирует в ближайшее время удвоить количество пользователей этих сервисов. Лично я ожидаю интенсивную битву за европейского потребителя среди
$AMZN и alibaba. Как мне кажется, сейчас идеальное время на экспансию рынка Европы. Пока встречный ветер, в виде проблем с грузоперевозками, дует амазону в лицо, у алибабы есть время отвоевать часть этого рынка. Опыт побед у бабы над амазоном уже есть, хоть эти победы были, возможно, где-то не по правилам, так как это была битва за китайский рынок, которую амазон с треском провалил, но опыт есть опыт. Фух, ещё очень много можно написать про e-commerce сегмент алибабы, но пока для понимания этого хватит. Про облачный сегмент, который занимает уже 10% от выручки я расскажу позже.
В следующей части хотел с помощью простеньких финансовых моделей рассчитать внутреннюю стоимость алибабы, а в 3ей часте думаю разобрать опасность рисков или перспективы облачного бизнеса алибабы. Как думаете, делать эти части?