❗️Максим Абрамов, аналитик ФГ «Финам»
Насколько реалистичны планы России построить 90 гигаватт новых мощностей к 2042 году в условиях санкционных ограничений, и какие альтернативные механизмы финансирования, помимо ограничения дивидендов, которые сейчас рассматривают в МинЭнерго, могут быть задействованы?
Анализ текущей динамики электроэнергетики показывает, что планы по вводу 90 ГВт новых мощностей к 2042 г. выглядят крайне амбициозно. Фактический объём ввода генерирующих мощностей в России в 2021 г. составил 2,7 ГВт, в 2022 г. — 1,61 ГВт, в 2023 г. — 0,73 ГВт, а в 2024 г. — 1,74 ГВт. Средний объём ввода за последние четыре года — 1,7 ГВт в год, что в 3 раза ниже необходимого уровня (5 ГВт ежегодно). Кроме того, согласно данным СО ЕЭС, в 2021–2023 гг. планировалось ввести 7,94 ГВт, однако фактически было построено 5,06 ГВт, что на 36% меньше запланированного объёма. Дополнительным фактором давления являются санкции, которые усложняют импорт оборудования, повышают стоимость проектов и ограничивают доступ к зарубежному капиталу, дополнительно тормозя строительство.
На фоне таких вызовов встает вопрос об альтернативных источниках финансирования. Минэнерго отмечает, что закреплять направление дивидендов энергетических компаний на инвестиционные цели законодательно не планируется, такие решения будут приниматься точечно. Одновременно ведомство совместно с участниками рынка прорабатывает альтернативные механизмы привлечения средств. Среди рассматриваемых являются авансирование проектов за счёт надбавки к цене мощности на оптовом рынке (по аналогии с действующей «дальневосточной надбавкой»), создание целевых фондов для централизованного финансирования инвестпрограмм, а также введение авансовых платежей со стороны будущих потребителей. Дополнительные ресурсы могут быть привлечены за счёт корректировки тарифной политики, выпуска инфраструктурных облигаций или использования бюджетных средств.
Планы по вводу 90 ГВт к 2042 г, выглядят нереалистичными при текущих темпах строительства и внешних ограничениях. Для их реализации потребуется кардинальное наращивание инвестиций и внедрение дополнительных финансовых механизмов, а также, конечно, более благоприятная внешняя обстановка.