Чем интересны лидеры японского автопрома?
Японские автомобили во всем мире — символ надежности и качества. Однако в 2025 году Япония проигрывает рынок автомобилестроения Китаю. Это связано с тем, что Поднебесная все активнее наращивает темпы экспорта (особенно электромобилей). В ответ руководство Японии увеличивает меры поддержки для производителей электрокаров и проектов по производству аккумуляторов EV. Также одной из целей японского правительства является улучшение инфраструктуры для рынка электромобилей, включая увеличение числа общественных зарядных станций к 2030 году в 10 раз, до 300 000, по сравнению с показателем конца 2024 года. Все это поддерживает крупнейших автопроизводителей Японии — компании Toyota и Mitsubishi.Toyota Motor Corporation — крупнейший японский автопроизводитель с более чем 85‑летней историей. В 2024 году акции компании достигли исторических максимумов, однако далее последовала коррекция — бумаги упали на 35% от максимальной отметки. Спад был вызван геополитической напряженностью, введением новых пошлин США на японские автомобили и ростом издержек. Тем не менее, даже на фоне этих вызовов Toyota остается интересной для инвесторов.
Ключевое преимущество компании — в уникальной стратегии мультипутевой электрификации. Toyota развивает сразу несколько линий технологий: батарейные электромобили (BEV), гибриды (HEV), подключаемые гибриды (PHEV) и топливные элементы (FCEV). Такой подход позволяет адаптироваться к особенностям разных рынков. Например, в США новые RAV4 будут доступны только в гибридной и подключаемой гибридной версиях — без бензиновых аналогов. Это подчеркивает доминирование Toyota в сегменте гибридов, на которые пришлось около 43% ее мировых продаж в первой половине 2025 года.
В финансовом 2025 году выручка Toyota достигла рекордного уровня, но рентабельность снизилась. Причиной стали не только рост себестоимости и расходов по обслуживанию долга, но и удар по прибыли от американских пошлин. В ответ компания ускоряет локализацию производства в США, что должно смягчить последствия торговых барьеров. Уже в 2026-2027 гг. Toyota рассчитывает на постепенное восстановление маржинальности и прибыли за счет текущих инвестиций и оптимизации цепочек поставок.
Особое внимание в Toyota уделяется экологической трансформации. В рамках программы Toyota Environmental Challenge 2050 компания стремится достичь углеродной нейтральности к 2050 году, а уже к 2030-му — значительно сократить выбросы от новых автомобилей.
Также стоит отметить, что Toyota — первая компания в Японии, которая действует как крупный международный бигтех за счет унификации производства. Toyota концентрирует разработку на модульных платформах, которые в сочетании с внедрением инженерных решений и производственных стандартов позволяют строить разные автомобили (от компактных до крупных) на унифицированных блоках. Это ускоряет вывод новых автомобилей на рынок и снижает издержки. Mitsubishi выпускает широкий спектр автомобилей — от мини-моделей до внедорожников и гибридов (подключаемых гибридов). При этом компания активно развивает направление электрифицированных моделей.
В последние несколько лет акции Mitsubishi подвергались давлению. Помимо санкционных рисков и торговых войн США негативную роль сыграла конкуренция с китайскими автопроизводителями. Компания приостановила производство в КНР, сократила производство двигателей и вышла из совместных предприятий. Mitsubishi сместила фокус на внутренний рынок Японии и страны АСЕАН. Сейчас компания строит новый завод в Индонезии, а также модернизирует производство в Таиланде. Это позволит снизить зависимость от нестабильных рынков и использовать преимущества локального спроса.
На ближайшие годы ключевой вектор развития Mitsubishi— электрификация и сокращение углеродного следа. Компания намерена к 2035 году полностью перейти на электрифицированный модельный ряд. Уже в 2026 году выйдет первый собственный BEV-кроссовер на платформе AmpR Medium — той же, что используется у Nissan