1️⃣7️⃣— по подсчетам, именно столько предложений о регулировании маркетплейсов было внесено или представлено в России за последний год.
🥴Однако большинство предложений не были представлены как законопроекты или не получили поддержку правительства и Госдумы.
☝️В настоящее время в парламенте рассматриваются три законопроекта, и мы подготовили краткий обзор каждого из них:
1️⃣Законопроект №568223-8, был внесен 5 марта. Авторы — сенатор Андрей Кутепов и депутат Владимир Гутенев.
https://sozd.duma.gov.ru/bill/568223-8
📆Статус — на рассмотрении профильного комитета, не принят в первом чтении.
📢 Основные положения:
📌 Маркетплейсам запрещено взимать плату за возврат товара.
📌 Устанавливается общее регулирование для всех «агрегаторов информации о товарах», а для крупных, с долей более 20%— дополнительные требования.
📌 Ограничиваются возможности крупных маркетплейсов в изменении договоров и создании дискриминационных условий.
📌 Правительство может обязать маркетплейсы маркировать определенные товары и использовать специальное оборудование.
🧐Оценка:
🟢 Уравнивает антимонопольные требования для маркетплейсов и магазинов в интернете и оффлайне.
🟢 Ограничивает возможность маркетплейсов ухудшать условия работы для продавцов и пунктов выдачи.
🟢 Устанавливает одинаковую ответственность за продажу некачественного и контрафактного товара.
https://www.rbc.ru/technology_and_media/05/03/2024/65e68ed59a794723bf8f70e0?from=newsfeed?utm_source=telegram&utm_medium=messenger
2️⃣Законопроект № 594254-8, был внесен 5 апреля. Авторы — группа депутатов и сенаторов, в том числе Татьяна Буцкая.
https://sozd.duma.gov.ru/bill/594254-8
📆Статус — принят Госдумой в первом чтении, представить поправки до 23 августа.
📢Основные положения:
📌 Онлайн-ритейлеры обязаны предоставлять ссылки на сертификаты и декларации качества товаров, подтверждающие их соответствие законам.
📌 Упрощается доступ потребителей к информации о качестве товаров через онлайн-реестр Росаккредитации.
🧐Оценка:
🟢Потребители смогут проверять легальность товаров, что уменьшит риск покупки контрафактной или несертифицированной продукции.
🔴🟢 Законопроект может как увеличить, так и уменьшить доступность товаров, в зависимости от того, как его реализуют на практике.
🔴Законопроектом не установлены ограничения по доле, как у торговых сетей, что приведет к продолжающемуся бесконтрольному росту доли маркетплейсов и ПВЗ.
https://iz.ru/1511098/2023-05-11/marketpleisy-obiazhut-predostavliat-ssylki-na-sertifikaty-kachestva-tovarov
3️⃣Законопроект №445923-8, был внесен 25 сентября. Авторы — группа депутатов, в том числе Сергей Миронов и Яна Лантратова.
https://sozd.duma.gov.ru/bill/445923-8
📆Статус — ожидает рассмотрения в первом чтении.
📢 Основные положения:
📌 Вводятся термины "маркетплейс", "владелец маркетплейса", "продавец на маркетплейсе" и "пункт выдачи заказов".
📌 Владельцы маркетплейсов обязаны публиковать условия договоров с продавцами и пунктами выдачи, а изменения в договорах можно вносить не чаще 1 раза в год.
📌 Для применения штрафов маркетплейсы должны уведомлять продавцов и пункты выдачи о штрафах.
📌 Владельцам маркетплейсов с выручкой более 150 млрд рублей запрещено продавать товары, если они уже есть у других продавцов на площадке.
🧐 Оценка:
🟢 Обязанность публиковать условия договоров сделает отношения с партнерами более прозрачными.
🟢 Четкие правила о штрафах и изменениях в договорах могут уменьшить количество судебных разбирательств.
🔴Нет ограничений по доле на рынке, что продолжит бесконтрольный рост доли маркетплейсов и ПВЗ.
🔴Следствием этого станет дисбаланс на рынке и неравные конкурентные условия по отношению к офлайн-рознице.
https://www.pnp.ru/economics/marketpleysam-khotyat-uzhestochit-pravila-peresylki-tovarov.html