(Лк
. 11, 34–41)
В сегодняшнем евангельском чтении Господь говорит о свете, который дан людям, и о том, что именно замутненность взора грехом и суетой лишает возможности видеть свет и погружает душу во мрак: если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно (Лк. 11, 34).
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Что значит глаз для тела, то самое и ум для души. Ибо как глаз простой, то есть здоровый, освещает тело, а если худ, то есть болезнен, затемняет, так и ум потемняется от заботы».
Понимая, что фарисеи нуждаются во вразумлении и исправлении, Господь идет обедать с ними. Фарисеи соблюдали множество мелких установлений, а потому, когда Господь не умыл рук перед обедом (Лк. 11, 38), хозяин дома удивился.
В глазах иудеев человек, пренебрегающий омовением рук, считался нечистым в глазах Бога. Для омовения рук нужно было использовать столько воды, сколько вмещают полторы яичных скорлупы. Сперва воду лили на руки, начиная от кончиков пальцев и по направлению к запястью. Потом мыли ладони рук, при этом ладонь потирали тыльной стороной сжатой в кулак другой руки. И наконец снова лили воду на руку, на этот раз начиная от запястья по направлению к кончикам пальцев.
Спаситель, видя удивление фарисея, заметил: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства (Лк. 11, 39), – сравнивая внешнюю чистоту сосудов и внутреннюю нечистоту пьющих и вкушающих из них.
Этими словами Христос желал сказать, что как нет пользы, когда чаша снаружи чиста, а внутри наполнена всякой грязью, так не будет никакой пользы и в том случае, если при омывании тела душа исполнена всякой нечистоты.
Господь учит тому, что душа должна быть очищена добрыми делами, потому что полоскание водой очищает не душу, а тело. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? (Лк. 11, 40), – говорит Господь фарисеям, показывая, что Бог, определивший законы для внешнего, определил их и ради внутреннего. И потому как Бог сотворил и тело, и душу, то Он и требует, чтобы мы заботились и о том, и о другом.
Александр Павлович Лопухин пишет: «Бог сотворил и внешние вещи, и внутренний мир человека. Как же поэтому неразумно заботиться о чистоте только внешнего творения Божия, забывая о внутреннем своем мире!»
Господь указывает, к какой чистоте мы должны прежде всего устремляться: Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто (Лк. 11, 41). Этими словами Спаситель приоткрывает великую тайну внутренней чистоты и нашего приобщения к Богу.
Блаженный Феофилакт замечает: Господь сделал намек на две господствующие страсти иудеев: словом "хищение" – на любостяжание, словом "лукавство" – на зависть и следствия зависти. Смотри, пожалуй, как Он, указав на милостыню, врачует обе страсти их, разумею зависть и хищения. Ибо кто истинно милостив, тот не будет ни похищать у того, кому он творит милостыню, ни завидовать ему. Итак, поскольку Он порицал в них две страсти, то изгоняет их одним лекарством, именно милостыней, которая есть первая дверь боготворящей любви».
Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что в обязанности христианина входит не только исполнение внешних установлений и предписаний, но, что важнее, внутреннее совершенствование в исполнении заповедей Божиих. Господь научает творить милостыню, что порождает надежду и радость, приближая человеческое сердце к Богу. Когда человек совершает дела милосердия и творит милостыню, умом своим он вступает в общение с Богом через уподобление Ему, а в человеческом сердце всегда рождается надежда о помиловании души Спасителем.
Помогай нам в этом Господь!