$AFLT как многие знают, что сейчас крыло пассажирских
самолётов не прямые, а с закруглениями на конце. Зачем они нужны и для чего используются.
Немного физики 🧪 во время полета, на крыло давит сверху и снизу потоки воздуха. Когда эти потоки встречаются на конце крыла самолёта образуются завихрения 🌪, которые могут тянуться на несколько километров. Эти завихрения называется вортекс.
Такие мини-торнадо могут создавать опасность для самолётов, которые следуют за впереди летящим. Попадая в такие мини-торнадо, самолёт может потерять управления и даже разбиться.
Чтобы уменьшить эти завихрения, можно сделать очень длинное крыло у самолёта ✈️ но делать бесконечно длинным крыло самолёта, это расходы. Поэтому инженеры придумали такую конструкцию, над которой начали работать ещё в далёком 1973 году.
Почему вообще появилась такая конструкция. В 1973 году случился топливный кризис и авиатопливо стало стоить неприлично дорого. Поэтому
$BA в сотрудничестве с NASA начали экспериментировать с уменьшением сопротивления воздуха. В итоге появились крылышки или winglets. Идея была подсмотрена у хищных птиц 🦅, перья у которых на кончиках крыльев загинаются вверх и назад. Эта идея и была реализована у самолётов. При этом не помешало внести изменения в конструкции самолётов, которые летали без винглеров. Достаточно было заменить конец крыла на крылышко.
Такая конструкция крыльев позволяет экономить до 7% топлива. Что достаточно существенно для пассажирской авиации.
У Airbas конструкция с закруглённым крылом появилась только в 2011 году. И такое закругление называется Sharklets, подразумевая плавники. Однако на крупнейший авиаконцерн подала в суд компания Aviation Partners, располагающаяся в Сиэтле. Дело в том, что эта компания занимается разработкой улучшения для воздушных судов и сотрудничает с Boeing. А так как шарклесы очень похожи на винглеры, поэтому компания подала в суд на Airbas. Европейский авиаконцерн проиграл суд и выплатил некоторую сумму 💰. Какую точно не известно.
Такая история появления современных крыльев у пассажирских самолётов. Как во многих случаях природа подсказывает лучшие решения. Сейчас законцовки крыльев обязательны для всех пассажирских самолётов. Спасибо за внимание.