$CHMF Сталелитейная отрасль адаптируется к новым условиям после того как в прошлом году ЕС ввела запрет на импорт стали из России, а многие из контролирующих акционеров металлургических компаний попали под персональные санкции.
Изображение: НЛМК
По данным Росстата, отрасль сократила в 2022 г. выпуск товарной продукции: по стальному прокату - на 8,1%, по стали в первичных формах – на 9,7%, по чугуну чугуна – на 4,0%. Часть сократившегося экспорта была замещена внутренним спросом, который хотя и сократился из-за ухода из страны машиностроительных брендов, но был поддержан строительной отраслью, увеличившей объемы жилищного строительства. Заметный рост был отмечен в трубной промышленности: производство труб и фитингов выросло в 2022 г. на 14,9%. Также, вероятно, вырос спрос на сталь со стороны оборонных предприятий.
По данным за 1 кв. 2023 г. сокращение г/г намного уменьшилось и составило по стальному прокату 3,5%, по стали в первичных формах 3,4%%, по чугуну – на 0,6%. Динамика следующих кварталов будет уже положительной, учитывая низкую базу прошлого года. По заявлениям ответственных лиц из правительства и от отдельных компаний, загрузка производственных мощностей снова превысила 90%. По оценкам "Северстали", емкость внутреннего рынка стали в 1 кв. 2023 г была примерно на 3% ниже, чем в 1 кв. 2022 г., по при этом показала сильную динамику, увеличившись на 6% по отношению к предыдущему кварталу. Похоже, что по итогам года внутренний спрос на металлопродукцию может выйти в плюс, по крайней мере к низкой базе прошлого года.
В этом году возможно некоторое замедление спроса со стороны строительной отрасли, если тенденция на снижение продаж квартир получит развитие и не будет переломлена стимулированием ипотеки со стороны государства. Машиностроение будет постепенно восстанавливаться, увеличивая потребность в металле. Продолжит расти производство труб: это и новые трубопроводы на Восток, и программа газификации, и модернизация инженерных сетей ЖКХ. Больше поддержки металлурги смогут получить, если государство проявит активность в реализации инфраструктурных проектов, расширении железнодорожной сети восточного полигона, северных и дальневосточных морских портов и т.п.