🎭Как ОНИ заставляют нас покупать на хаях и продавать на лоях
Серия постов про того самого - Великого Маркетмейкера. Кукловода Всея Рынка, что норовит, моментом, пустить цены вниз, как только мы, точно и выверенно, решаемся на покупку, и тут же - подленько развернуть все вверх, как только мы, скрепя сердце - продаем. Да-да. Пора разобраться в этой Страшной Биржевой Тайне. Ну или, хотя бы - попробовать...
Но, пусть это не показажется странным, начнём мы поиски ответов на животрепещущие вопросы не с обсуждений мистических Теорий Заговора, не с изучений устава Масонов или 25 принципов Иллюминатов... Нет. Как бы банально это не звучало - путь наш начнётся с покрытых паутиной скуки и мало у кого нынче вызывающих интерес научных трудов. С тех их параграфов, где ещё многие знания - затенены туманной пеленой неизвестности, весьма расплывчаты, новы в попытках изучения, и только начинают прорисовывать свои абстрактные контуры под пристальным взглядом любознательных умов...
Поведенческая экономика и Когнитивные искажения мышления. Психология меня
При инвестировании мы сталкиваемся с необходимостью принятия множества решений, некоторые из которых, так уж выходит, оказываются ошибочными. Для тех, кто хочет действовать более взвешенно и эффективно, необходимо познакомиться с таким понятием как поведенческая экономика
Основоположником поведенческой экономики, которая работает над объединением психологии и классической экономической теории, считается Даниэль Канеман, лауреат Нобелевской премии 2002 года
Канеман доказал, что, зачастую, поступки людей идут вразрез предсказаниям экономической теории. Его статья «Теория перспектив: анализ принятия решений в условиях риска» перевернула представление экономистов о рациональности человеческого поведения
В статье представлены результаты проведенных экспериментов, в ходе которых оказалось, что очень часто люди не способны рационально оценивать выгоды и потери от принимаемых ими решений
Потеря очевидной рациональности в оценке действий и их результатов, получила название Когнитивных искажений
Если применить постулаты поведенческой экономики непосредственно для финансовых решений, что сделал Ричард Талер, лауреат премии Нобеля-2017, можно выделить следующие когнитивные искажения, присущие биржевым игрокам:
1) Эффект обладания
С точки зрения классической теории, ценность продукта не зависит от того, владеете ли вы им или нет. Был проведен эксперимент - половине студентов раздали кружки, а затем участников попросили оценить их стоимость. Те, кто получил кружки, оценили их вдвое дороже, чем остальные
Так и на бирже: купив акции, инвестор может долго пересиживать убытки, убеждая себя в правильности первоначального решения и преувеличивая истинную ценность «непокорной» бумаги
(не продам
$ASTR дешевле 600, как мой брокер - сказал, и
$LKOH ниже 8500 - не более, чем субъективная оценка, которую рынок вправе не замечать долгий период времени, как и "истинную стоимость"
$GAZP по 100₽ - не больше! (с))
2) Эффект последней информации
Заключается в повышенной ценности недавно полученной информации, потому что она является наиболее «свежей». Вспомните сами, один негативный поступок человека по отношению к Вам перечеркивает все предыдущие позитивные действия
Так и на бирже: проанализировав актив вдоль и поперёк, и приняв решение о его покупке, одна негативная новость и коррекция цены - могут заставить нас продать акции на эмоциях, даже если они фундаментально хороши
(сколько бы не рассказывали о преимуществе бизнеса
$PLZL в текущей экономической конъюктуре, потенциалах
$T или рекордном ожидаемом дивиденде
$X5 - любой новостной шум обязательно отправит часть игроков на выход, спровоцировав ещё один виток фиксации)
Дамы и господа! Анализируйте свои сделки, изучайте первопричины ваших действий, особенно тех, что не приводят к нужным результатам, делайте выводы, накапливайте и используйте ваш опыт. Страшно не совершить ошибку, абсолютно нет. Страшно - повторять её из раза в раз
продолжение - на Канале