10 июня 2025
Бюджет 2025 под давлением: расходы +20%, доходы +3%
Минфин подвёл предварительные итоги исполнения бюджета за январь–май. Формально — «всё идёт по плану». На деле — всё больше похоже на попытку натянуть закон № 419-ФЗ (Закон "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов") на макроэкономическую реальность.
📊 Что по цифрам (рис 1):
— Доходы: +3,1% г/г (14,7 трлн руб.). Для сравнения год назад в доходах за январь-май был рост +45,5% г/г (с 9,8 → до 14,3 трлн руб.)
— Расходы: +20,7% г/г (18,1 трлн руб.). Год назад рост был +18,9% г/г с 12,8 → до 15,3 трлн руб.
— Дефицит: 3,4 трлн ₽ — на 2,7 трлн руб. больше чем год назад.
Из позитивных моментов можно отметить то, что ненефтегазовые доходы выросли на 12% г/г, в том числе НДС +5,8%. Это выше плана, что даёт Минфину шанс немного подправить вёрстку бюджета и поднять планку доходов.
И то, что опережающее финансирование в начале года (многие контракты оплатили авансом) замедлило рост расходов в весенние месяцы.
Но неоднозначные моменты тоже есть. К примеру расходы растут в 7 раз быстрее, чем доходы. Повторим: +3,1% к доходам и +20,7% к расходам — и это уже после того, как в апреле правительство снизило прогноз по доходам и подняло лимит по расходам в поправках к бюджету.
Нефтегазовые доходы просели на 14,4%, из-за слабой нефти, крепкого рубля и эффекта высокой базы февраля 2024 (разовая доплата по НДПИ). Минфин уже закладывает недополучение 447 млрд ₽ по итогам года.
Ключевой вопрос для инвестора (особенно в облигации): чем затыкать дыру?
ЦБ на последней пресс-конференции прямо указал на риски эмиссионного финансирования, заявив, что в случае менее сдержанной фискальной политики, траектория ключевой ставки будет скорректирована.
В переводе с бюрократического: если доходы не вырастут и/или Минфин не начнёт экономить — ЦБ придётся ужесточить условия.
Уже сейчас дефицит формально «в пределах нормы», но темпы прироста расходов ставит под сомнение достижение даже нулевого первичного структурного баланса — главной цели нормализации бюджета на 2025 год.
Дополнение по внутреннему спросу:
Согласно отчёту Сбера SBER кредитование остаётся в символическом плюсе. За первые пять месяцев 2025 года прирост розничного кредитного портфеля остаётся практически нулевым, несмотря на сохраняющийся высокий спрос на ипотеку.
В результате — сжатие доступного потребительского финансирования будет сдерживать розничный спрос, особенно во втором полугодии. И это отразится на доходах бюджета. Это уже видно в темпах роста НДС — +5,8% г/г, что в реальном выражении при плановой инфляции в 7–8% по году выглядит скромно. Вялый кредит — вялый потребитель.
И что теперь?
Да, доходы бюджета растут. Но расходы растут намного быстрее. И эту задачку придётся как-то решать (о вариантах решения обсудим отдельным постом, если надо конечно, жмякни лайк если дочитал длинный и сложный пост и нужно продолжение). Выбор решения отразится и на долговом рынке, и на инфляции, и на курсе USDRUBF
Поэтому ждём данных за полгода (они будут более информативными), следим за шагами Минфина. Помним, что запас прочности — не бесконечен. А ФНБ не резиновый.
-
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией