По данным издания Трушеринг, российский рынок кикшеринга будет расти каждый год еще на 20% и может достичь 53,6 млрд рублей к 2027 году. Прогнозы Б1 были более оптимистичными: эксперты в своем отчете от 2023 года верили в достижение 96 млрд рублей к 2026 году.
Мы придерживаемся более консервативного прогноза. В этой методологии потенциал рынка измеряется показателем количества самокатов на 1000 жителей аналогичных по климату, инфраструктуре и уровню урбанизации городов.
В денежном выражении более 80% рынка занимают два игрока — Whoosh и Юрент (теперь принадлежит МТС).
Российский рынок аренды электросамокатов стал активно развиваться на несколько лет позже, чем в США или Европе. Это помогло использовать опыт зарубежных стран и избежать многих ошибок. Whoosh стал прибыльным с момента основания, в то время как только несколько американских и европейских сервисов смогли выйти в плюс по операционной прибыли лишь в последние несколько лет.
Whoosh имеет сильные позиции на российском рынке кикшеринга:
По оценкам компании, к 2030 году Whoosh хочет нарастить свой флот почти в три раза, до 753 000 штук, из которых на Латинскую Америку может прийтись около 40%. В нашей финансовой модели мы закладываем более плавные темпы наращивания парка компании в Латинской Америке и ожидаем выхода на целевые показатели к 2032 году.
Число поездок, которое совершает один пользователь, последовательно растет. Если в 2019 году речь шла о трех-четырех поездках в год, то в 2024 году это уже 20 поездок в год.
Целевое количество поездок на пользователя составляет от четырех и более в месяц (с учетом длительности сезона примерно восемь месяцев это 32 поездки в год). По нашим оценкам, к 2027 году Whoosh может достичь значения 27 поездок на одного активного пользователя в год по мере роста количества поездок и утилизации парка.
Компания генерирует основную выручку от аренды самокатов. Выручка Whoosh завязана на:
Мы ожидаем, что выручка компании в 2025 году покажет рост на 24% г/г.
Если посмотреть на юнит-экономику, то есть на прибыль в расчете на один самокат или на одну поездку, то самыми затратными статьями операционных расходов являются:
Компания стабильно зарабатывает чистую прибыль с 2019 года, в то время как мировые аналоги смогли выйти в плюс по EBITDA или EBIT лишь в последние несколько лет.
По итогам 2024 года рентабельность по EBITDA немного выросла. Мы ожидаем, что дальнейшая оптимизация расходов, связанная с локализацией части производства самокатов, позволит постепенно увеличить рентабельность до 45%.
Более 80% долга Whoosh представлено облигационными займами. На конец 2024 года чистый долг/EBITDA составил 1,7х (против 1,9x по итогам 2023 года) на фоне увеличения парка.
По итогам 2025 года, по нашим оценкам, показатель чистый долг/EBITDA опустится ниже 1,5x.
Дивиденды
Ожидаем, что по итогам девяти месяцев 2025 года Whoosh сможет выплатить около 5 руб/акция (доходность 2-3%) благодаря сильным результатам второго полугодия и уменьшению неблагоприятного влияния курсовых разниц.
Для определения справедливой стоимости акционерного капитала мы использовали оценку, полученную при помощи метода дисконтирования денежных потоков на горизонте ближайших десяти лет. Наша оценка базируется на средневзвешенной стоимости капитала (WACC) на уровне 22% и терминальном темпе роста 5%.
Справедливая цена за бумагу на горизонте 12 месяцев составляет 235 руб/акция. Потенциал роста акций на горизонте года — около 25%. Наша рекомендация по акциям Whoosh — «держать».
Подробнее про российский рынок кикшеринга и каршеринга — в обзоре.
Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, упомянутые в данном обзоре, приведены исключительно в информационных целях; обзор не является инвестиционной идеей, советом, рекомендацией, предложением купить или продать ценные бумаги и другие финансовые инструменты. Уведомляем Вас о том, что при приобретении и владении иностранными ценными бумагами вы можете столкнуться с рисками депозитарной инфраструктуры, связанными с геополитической ситуацией.