Делимобиль — крупнейший игрок на российском рынке каршеринга.
На конец первого квартала 2025 года компания располагала самым большим автопарком — 31 тысяча автомобилей. Основная часть парка по-прежнему представлена машинами экономкласса, однако благодаря поставкам китайских брендов удалось существенно нарастить присутствие в более высоких сегментах.
Региональное присутствие — самое широкое среди конкурентов: сервис работает более чем в 15 российских городах. Услугами компании пользуется свыше 28% городского населения страны.
Аудитория — более 11,5 млн зарегистрированных пользователей по итогам первого квартала 2025 года. Ежемесячное число активных клиентов превышает 500 тысяч человек.
Рынок шеринговых перевозок в России стремительно развивается: все больше людей пересаживаются на самокаты или берут автомобили напрокат.
По данным компании B1, к 2028 году российский рынок каршеринга может вырасти в пять раз и занять до 25% всего рынка шеринга, потеснив сегмент такси. При этом автопарк операторов каршеринга должен удвоиться.
Мы считаем, что столь оптимистичный прогноз может оказаться завышенным, однако потенциал роста рынка сохраняется.
В дальнейшем динамика каршеринга в России будет во многом определяться действиями его ключевых игроков: спрос во многом формируется за счет предложения. Таким образом, дальнейшее расширение рынка напрямую зависит от темпов наращивания автопарков Делимобиля и его конкурентов.
На конец 2022 года каршеринговыми услугами в России пользовались лишь 1,2% населения, тогда как максимальный потенциальный охват, по оценкам, составлял до 20,4%.
По нашим оценкам, в настоящее время услугами каршеринга в России пользуются уже 2,5–3% населения. Тем не менее потенциал для дальнейшего роста по-прежнему остается значительным.
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», средняя стоимость нового автомобиля по итогам 2024 года превысила 3 млн рублей. При этом исторически около половины таких покупок осуществляется в кредит. В условиях растущих цен и сохраняющегося высокого уровня процентных ставок со стороны Банка России интерес населения к каршерингу продолжает увеличиваться.
На российском рынке каршеринга есть четыре значимых игрока:
Делимобиль является лидером по размеру парка и городам присутствия.
1. Аренда автомобиля в лизинг и предоставление каршеринговых услуг в столице в течение следующих четырех лет.
2. Выкуп автомобиля и его перевод в региональный парк. В регионах средний возраст автомобиля превышает десять лет, поэтому парк Делимобиль выглядит привлекательно для потенциальных пользователей.
3. После шести лет использования каршеринговая компания продает подержанный автомобиль.
У Делимобиля есть собственная платформа для продажи автомобилей с пробегом — Купимобиль. С ее помощью компания планирует реализовывать машины из собственного автопарка, а также привлекать внешних партнеров. Это может стать дополнительным источником монетизации сервиса.
Выручка Делимобиля на 95% генерируется за счет договоров аренды. Небольшая часть приходится на дополнительные услуги, такие как продажа подержанных автомобилей и доставка.
Разберем выручку от каршеринговых услуг более детально. Для расчета выручки важно учитывать следующие операционные показатели:
С 2020 года размер автопарка компании увеличился более чем в два раза — с 14,2 тысячи до 31,7 тысячи автомобилей по итогам 2024 года.
По итогам первого квартала 2025 года количество проданных минут составило 368 млн, что на 13% ниже аналогичного показателя прошлого года. Снижение обусловлено общим спадом мобильности на фоне аномально теплой зимы.
По нашему прогнозу, выручка Делимобиля по итогам 2025 года вырастет на 41% г/г, а в последующие годы будет увеличиваться в среднем на 30% в год.
Рост стоимости минуты. По нашим оценкам, тарифы будут расти быстрее инфляции за счет:
Увеличение частоты поездок. Расширение регионального присутствия способствует росту числа поездок на одного пользователя.
Удлинение поездок. Спрос на междугородние поездки и рост популярности гибких тарифов способствуют увеличению продолжительности аренды.
Ключевые статьи себестоимости Делимобиля — это:
Компания активно развивает сеть собственных станций технического обслуживания, что позволяет оптимизировать расходы на ремонт и запчасти на 30–50%. Эти инвестиции должны оказать положительный эффект на рентабельность в среднесрочной перспективе.
В то же время мы полагаем, что запуск новых СТО окажет умеренно негативное влияние на рентабельность в течение 2025 года из-за роста капитальных и операционных затрат. Однако уже во втором полугодии рентабельность начнет восстанавливаться, а в дальнейшем — демонстрировать устойчивый рост.
По итогам первого квартала 2025 года Делимобиль управлял 15 собственными СТО, общая площадь которых превысила 40 тыс. кв. м. Развитие сети направлено на сокращение издержек на ремонт и обслуживание автопарка в долгосрочной перспективе.
По итогам 2024 года Делимобиль зафиксировал существенное снижение рентабельности по EBITDA.
Основные причины:
Тем не менее, за счет дальнейшей оптимизации издержек, в том числе по ремонту и внутренним процессам, мы ожидаем восстановление рентабельности до уровня 30% в среднесрочной перспективе.
Компания ориентируется на EBITDA как на ключевой операционный показатель. Однако в каршеринговом бизнесе лизинговые платежи занимают значительную долю в структуре расходов. Несмотря на то, что они отражаются в отчетности ниже уровня EBITDA (в виде амортизации и процентов по аренде), по сути они являются близкими к операционным затратам.
Некоторые мировые аналоги, такие как Avis, Sixt и Hertz, корректируют показатель EBITDA с учетом расходов на техническое обслуживание и аренду автомобилей.
Согласно такой методике, по итогам 2024 года скорректированная EBITDA Делимобиля составила –1,4 млрд рублей, что соответствует отрицательной рентабельности на уровне –5,1%.
В 2021 году Делимобиль впервые вышел на положительный уровень чистой прибыли. Однако по итогам 2024 года показатель вновь опустился до околонулевых значений. Основной причиной стало существенное увеличение финансовых расходов на фоне высокой ключевой ставки и роста стоимости заимствований.
По нашим оценкам, в 2025 году чистая прибыль восстановится до уровня 2023 года и составит порядка 2 млрд рублей. В дальнейшем мы ожидаем устойчивый рост прибыли, при этом рентабельность по чистой прибыли превысит 10% к 2027 году.
Исторически Делимобиль характеризуется низким уровнем капитальных затрат, поскольку автомобили приобретаются преимущественно через лизинг. Основные инвестиции приходятся на развитие сети СТО и оплату IT-лицензий.
Около 55% долгового портфеля компании приходится на лизинговые обязательства. С 2023 года Делимобиль заключает лизинговые контракты сроком на четыре года.
С начала 2024 года новые контракты заключаются по плавающей ставке, привязанной к ключевой ставке Банка России. Тем не менее, на данный момент 59% долгов все еще имеют фиксированную ставку, а основная часть погашений облигационных займов приходится на 2026 год.
На конец 2024 года коэффициент чистый долг / EBITDA составил 5,1х, что объясняется активным расширением автопарка и ростом процентных расходов. Менеджмент компании заявляет о фокусе на повышении операционной эффективности, что должно способствовать снижению долговой нагрузки.
По итогам 2025 года мы ожидаем снижения чистого долга / EBITDA до 2,7х, в том числе за счет стабилизации расходов и роста выручки.
По итогам 2024 года свободный денежный поток Делимобиля оставался в отрицательной зоне и составил минус 3 млрд рублей. Это связано с высокими инвестиционными расходами и значительным объемом лизинговых выплат.
Дивидендная политика Делимобиля предусматривает возможность направлять на выплаты не менее 50% чистой прибыли по МСФО, при условии, что коэффициент чистый долг / EBITDA остается ниже 3x.
Учитывая низкий уровень чистой прибыли по итогам 2024 года, а также сохраняющуюся высокую долговую нагрузку, мы полагаем, что выплата дивидендов станет возможной не ранее 2026 года. При этом, по нашим оценкам, дивидендная доходность будет далека от привлекательного уровня.
Еще одним важным корпоративным событием стало решение о запуске программы обратного выкупа акций в целях долгосрочной мотивации сотрудников. В отличие от многих технологических компаний, которые используют дополнительную эмиссию, Делимобиль предпочел пойти по пути обратного выкупа с рынка. Совет директоров одобрил максимальный объем программы в размере 600 млн рублей.
При этом в свободном обращении находится всего 9% акционерного капитала, что делает рынок акций Делимобиля слаболиквидным. Дополнительный выкуп может еще больше снизить ликвидность бумаг.
Бизнес-модель Делимобиля чувствительна к изменениям множества факторов, включая:
Последний фактор особенно важен: эффективность бизнес-модели напрямую зависит от рыночной конъюнктуры в сегменте автомобилей с пробегом. Сильный рост цен последних лет может повысить стоимость существующего парка, тем самым увеличивая потенциальную капитализацию бизнеса.
С одной стороны, компания располагает самым крупным автопарком каршеринговых автомобилей в России. С другой — в 2025 году она планирует продать до 16% парка и активно тестирует модель с привлечением машин от третьих сторон. Это может привести к снижению доли на рынке в краткосрочной перспективе.
Рентабельность бизнеса пока остается под давлением из-за инвестиций в СТО, высоких затрат на персонал, а также значительной долговой нагрузки и объема лизинговых обязательств. Отрицательный свободный денежный поток по итогам 2024 года отражает эти вызовы. При сохранении высокой процентной ставки финансовая устойчивость компании остается уязвимой.