Группа Аренадата провела день инвестора и раскрыла обновленную стратегию развития. Основной акцент — адаптация к сложным рыночным условиям и умеренный пересмотр прогнозов. Мы тоже пересмотрели свой прогноз.
Мы немного пересмотрели нашу модель, учитывая более консервативные прогнозы по рентабельности в этом году, что было компенсировано снижением ставки дисконтирования.
Напомним, что конце марта компания подвела финансовые итоги 2024 года:
Сегмент российского ИТ по-прежнему под давлением из-за высоких процентных ставок, а также риска возвращения иностранных решений. Поэтому многие заказчики переносят бюджеты на IT на более поздние сроки и пока занимают выжидательные позиции. Импортозамещение сохраняет актуальность, но смещается в среднесрочную перспективу. В таких условиях многие публичные компании уже скорректировали прогнозы по темпам роста на 2025 год, Аренадата не стала исключением.
Первоначально компания рассчитывала удерживать темпы роста выручки выше 50% в течение нескольких лет. Цель в 2024 году была достигнута, однако с учетом рыночных факторов прогноз на 2025 год пришлось скорректировать:
Ключевой драйвер для роста выручки в 2025 году — расширение продуктового портфеля Аренадаты.
Рынок СУБД (систем управления базами данных) общего назначения занимает большую часть (около 26%) от общего рынка систем управления и обработки данных. К концу 2024 года его объем достиг 25 млрд рублей.
В рамках развития своей платформы — Arenadata Enterprise Platform (EDP) компания приобрела интеллектуальные права на продукт Proxima DB у ИТ-компании ООО «Орион». Решение получило новое имя — Arenadata Prosperity. Это высокопроизводительная, отказоустойчивая СУБД общего назначения, полностью готовая к эксплуатации и сертифицированная ФСТЭК. Ранее у Аренадаты уже был продукт в сегменте СУБД общего назначения — AD.PG, однако он не обладал всеми необходимыми характеристиками.
Основной конкурент Аренадаты — Postgres Professional, который занимает долю около 48% по итогам 2023 года. На втором месте решение компании Астра, Tantor, с долей рынка в 2%.
Теперь компания обозначила амбициозную цель — занять до одной трети рынка в течение двух лет.
С добавлением собственного продукта, компания имеет комплексное продуктовое предложение и является полноценным игроком на рынке, имея три ключевых класса решений:
Одним из важнейших конкурентных преимуществ компании является адптация продуктов Аренадаты под основные операционные системы (в том числе Astra Linux от Астры).
На конец 2024 года клиентская база компании составила более 150 заказчиков. В этом году Аренадата планирует увеличить это число до 210 (+40% год к году).
При этом потенциал для роста клиентской базы остается высоким: насчитывается около 2000 компаний с выручкой свыше 10 млрд рублей и высоким уровнем цифровизации — это целевая аудитория для дальнейшего расширения.
Среднее количество продуктов на одного клиента — 2,3, при этом на топ-10 клиентов приходится 5,1 продукта. Аренадата оценивает потенциал роста этого показателя до 10 продуктов на клиента.
Отметим, что две трети выручки компании обеспечивают текущие клиенты, одна треть поступает от новых заказчиков в текущем году.
Это подтверждает высокую повторяемость доходов — как за счет дополнительных покупок уже выбранных продуктов (лицензий), так и благодаря кросс-продажам продуктов платформы.
Продукты Аренадаты становятся все более востребованными: потребности бизнеса не только растут, но и становятся все более сложными с необходимостью обрабатывать большие данные еще эффективнее.
Возможное геополитическое потепление и возвращение иностранных игроков сейчас также вызывает много дискуссии и создает давление на российских провайдеров ПО.
Мы считаем, что доля предприятий, которые до сих пор используют решения иностранных компаний, закупая их через третьи страны и поддерживая функционал собственными ИТ- специалистами, будет снижаться на фоне текущих государственных регуляций.
В случае возвращения иностранных решений на российский рынок важно отметить, что переход обратно потребует значительных затрат как времени, так и денег.
К возвращенным иностранным вендорам могут быть предъявлены требования по локализации, разработке внутри страны и адаптации продуктов под российские операционные системы.
Что касается распределения выручки по продуктам, то основную ее часть по-прежнему составляет аналитическая СУБД Arendata DB (AD.B), хотя ее доля снижается: если в прошлом году она составляла 50%, то по итогам 2024 года — 40%.
Далее по значимости в объем выручки входят следующие продукты:
Компания не предоставила прогнозов по рентабельности на 2025 год. Однако, с учетом дальнейшего расширения продуктового портфеля, Аренадата продолжит увеличивать штат.
Расходы на персонал составляют большую часть операционных расходов компании.
Мы ожидаем, что давление на рентабельность продолжится в 2025 году. Однако прогнозируем постепенное восстановление до целевых уровней в будущем.
Мы немного пересмотрели нашу модель, учитывая более консервативные прогнозы по рентабельности в этом году, что было компенсировано снижением ставки дисконтирования.
На данный момент акции компании торгуются с форвардными мультипликаторами, рассчитанными на основе прогноза на 2025 год:
Эти показатели ниже медианных значений среди российских поставщиков ПО.
Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, упомянутые в данном обзоре, приведены исключительно в информационных целях; обзор не является инвестиционной идеей, советом, рекомендацией, предложением купить или продать ценные бумаги и другие финансовые инструменты. Уведомляем Вас о том, что при приобретении и владении иностранными ценными бумагами вы можете столкнуться с рисками депозитарной инфраструктуры, связанными с геополитической ситуацией.