🛒 Что происходит с ритейлом?
Я регулярно делаю разборы компаний, а сейчас хочу взглянуть на всю отрасль ритейла. Это позволит нам лучше понять, как обстоят дела с бизнесом у Х5, Fix Price, Магнита, Ленты и Озона
😒 Затянуть пояса
Первый яркий тренд в отрасли - это экономия. Две трети опрошенных компанией Nielsen ощущают рецессию, а 72% активно сокращают расходы. И все это происходит на фоне растущей инфляции и сохраняющейся неопределенности. Основной критерий выбора продукции - это… доступность. То есть потребители стали крайне чувствительны к цене товаров и готовы отказаться от модной упаковки и платы за бренд - куда важнее быть в бюджете и получать качество без серьезной наценки. Половина опрошенных уже переключилась на более дешевые бренды и отказалась от готовой еды.
🫣 Денег нет
Логично, что так себя люди ведут не от хорошей жизни, а потому что у них становится меньше денег. Реальный располагаемый доход (с учетом инфляции) - на том же самом месте, где и был 10 лет назад. Пока изменения тренда не предвидится, и это напоминает мне поговорку «бежать, чтобы оставаться на месте».
😬 На чем экономим, а на чем нет?
Резать расходы можно в разных сферах, и 65-71% респондентов в первую очередь отказываются от новой одежды, развлечений вне дома и готовой еды вне дома. Даже от отпуска готова отказаться половина. А вот алкоголь держится: лишь треть планирует снизить его потребление.
👍 Кто в плюсе? И кто в минусе?
Если смотреть на продуктовый ритейл, то продажи выросли на 1,2% в штуках и на 14,5% в денежном выражении. Алкоголь стал больше продаваться в штуках на 4,2% и на 11,5% в деньгах. А вот автомобилям не повезло: там за прошлый год продажи сократились вдвое. На 25-30% рухнули продажи обуви. В целом по данным Росстата доля непродовольственных товаров в общем обороте розничной торговли в 2022 году снизилась на 2,5 п.п. до 50,5%.
💪 Кому выгодно?
Реже стали покупать в гипермаркетах и супермаркетах, что негативно для $LNTA и
$OKEY, а также сегмента «Перекресток» у $FIVE. С другой стороны, резко выросла популярность онлайн-каналов и, конечно же, магазинов низких цен, к которым относится формат жестких дискаунтеров “Чижик” у {$FIVE} и
$FIXP, весь бизнес которого сосредоточен вокруг низких фиксированных цен. Согласно опросам Nielsen, самый узнаваемый хард-дискаунтер - это
$FIXP, а дискаунтер - Пятерочка. Любопытно, что не
$MGNT
👉 Вывод
Сектор ритейла сейчас проходит перестройку: результаты за текущий квартал (а то и 1 половину года) будут, скорее всего, под давлением из-за высокой базы прошлого года, когда народ ломанулся скупать товары первой необходимости на фоне геополитических событий. В целом в долгосрочной перспективе, на мой взгляд, лучше всего себя будут чувствовать компании, которые в наибольшей степени соответствуют нынешним запросам на доступные цены. Здесь фавориты точно {$FIVE} и
$FIXP, причем последний, по сути, представляет собой практически весь российский рынок магазинов низких фиксированных цен.
❓А как изменились ваши покупки? Расскажите подробно!