Как менялась цена на палладий
🔍Динамика цен на палладий с начала 2022 г. демонстрировала значительную волатильность. Если еще в марте на фоне нарастания опасений из-за геополитического кризиса цена на металл взлетела до абсолютного исторического максимума в 3,177 долл. США/тр. унцию., то уже к концу года опустилась ниже психологической отметки в 2,000 $/унц. С начала текущего года цена на металл просела примерно на 30% до 1,200 $/унц. – минимального значения с 2017 г.
Из факторов, повлиявших на падение цены металла, мы выделяем слабую конъюнктуру авторынка Китая, США и Западной Европы, распродажу потребительских запасов в первую очередь автопроизводителями и производителями каталитических систем, спекулятивных действий (закрытие длинных и/или открытие коротких позиций), а также ухудшающиеся прогнозы по денежно-кредитной политике в Европе и США.
🔹Насколько текущие ценовые уровни комфортны для производителей и устойчивы в среднесрочной перспективе
Стремительное падение цен на палладий привело к тому, что североамериканские проекты по добыче платиноидов, отличающиеся высокой себестоимостью добычи и относительно высоким содержанием палладия в корзине МПГ, стали нерентабельны на текущих ценовых уровнях и оказались под угрозой закрытия в среднесрочной перспективе.
Маржинальность южноафриканских проектов в последние годы была поддержана высокой ценой на родий, которая, вслед за палладием, также претерпела значительную коррекцию. Однако, стремительная девальвация южноафриканского ранда, вызванная укрепляющимся долларом и высокой инфляцией в ЮАР, смягчит эффект снижения цен на МПГ для местных добывающих компаний в краткосрочной перспективе. Это приводит к тому, что угроза закрытия убыточных проектов в ЮАР менее острая, хотя на отдельных «старых» проектах могут быть запущены программы оптимизации расходов.
🔹Насколько вероятна замена палладия
Автомобильная отрасль, на которую приходится более 80% потребления палладия, медленно восстанавливается после потрясений, связанных с пандемией COVID-19 и перебоями в цепочке поставок в 2020—2021 годах. Ожидается, что рынок автомобилей с ДВС (двигателями внутреннего сгорания) по итогам 2023 г. не превысит до-пандемийные уровни (76 млн в 2023 г. vs. 87 млн в 2019 г.). Темпы восстановления ограничиваются не только производственными проблемами, ростом рыночной доли электромобилей где применяется никель, но и замедлением темпов мирового экономического роста и удорожания кредитов. В свою очередь, сокращение разницы в цене между палладием и платиной, введение новых экологических требований снижают аппетит к изменению структуры использования МПГ в автокатализаторах в ближайшем будущем.
🔹Прогноз по рынку палладия
Мы сохраняем осторожно положительный прогноз на текущий год. Рынок сохранит умеренный дефицит. Риски со стороны предложения, такие как проблемы с электроснабжением в ЮАР (вторая страна производитель после России), более низкое производство из вторичных источников, а также окончание процесса оптимизации запасов металла потребителями во 2 полугодии 2023 года, создают поддержку для рынка.
$GMKN #норникель #норникельметаллы #пульс_учит