24 июня 2025
✈️ Самолёт SMLT занял — Самолёт вернёт?
Сегодня внимательно смотрел за размещением нового выпуска облигаций Самолёта (БО-П18). Если бы не собрали нужную сумму — был бы тревожный звонок: рейтинг A(RU), ставка 24% годовых, фикс на 4 года — жирно.
А значит, дешевле им уже не дают.
Что, впрочем, косвенно подтверждает: с ликвидностью у застройщика не всё идеально.
Но всё прошло спокойно — собрали. И не просто собрали, а втрое больше начального плана: 15 млрд против 5.
Ставка зафиксирована на уровне 24% (доходность к погашению ~27%), ежемесячные купоны, допуск для неквалов и пенсионных фондов — в общем, сделали всё, чтобы бумага «пролетела» как надо.
🧩 И тут забавное совпадение: через 2,5 недели Самолёту как раз нужно гасить 12-й выпуск (БО-П12, RU000A104YT6 ) — те же самые 15 млрд.
Причина внимательного отношения в том, что держу этот выпуск и в стратегии &ОФЗ/Корпораты/Деньги (~22% веса), и в личном портфеле. Риски по нему изначально были небольшими — и рынок это подтвердил.
Но расслабляться — рано.
🧱 На горизонте уже маячат 13-й, 14-й и 15-й выпуски — на сумму 49,5 млрд руб., с погашением в 2027 году:
— БО-П13 RU000A107RZ0 : январь 2027, 24,5 млрд руб.
— БО-П14 RU000A1095L7 и 15 RU000A109874 : июль 2027, 20 и 5 млрд руб. соответственно.
И вот тут всё не так однозначно.
— Продажи упали, эскроу-счета наполняются медленно.
— Новый долг дорогой — 24% (в новом выпуске) заменяет прежние 13,5% (в старом).
— Земля уже не так ликвидна, торгуется вяло.
А ближайшее крупное погашение — те самые 24,5 млрд по 13-му выпуску — уже через полтора года. Это и будет настоящая проверка на прочность.
Есть такое выражение «разбиться об стену» в контексте долгового рынка. Это яркая метафора про техническое наблюдение. Если разложить погашение долгов на графике где ось Х время, а ось Y сумма, то крупные погашения компании сконцентрированные в одно время будут выглядеть как стена. Как стена посреди дороги.
Если эмитент всё просчитал с ростом бизнеса и/или заранее рефинансировал и/или накопил, то без проблем проедет мимо.
А если нет — то влетит в неё со всей скоростью. Срыв выплат, дефолт, суды и т.п. Стена погашений — это не только график, это проверка бизнес-модели и умения планировать на прочность.
А Закредитованному девелоперу сейчас живётся тяжело:
— высокая ставка
— ипотека сдулась
— спрос вялый
Конъюнктура — пока не на его стороне.
Поэтому:
📌 12-й выпуск — был в портфеле, без нервов.
📌 13-й, 14-й и 15-й — в листе наблюдения, но не в портфеле. Подождём пока дела начнут налаживаться.
Формально — рейтинг остаётся A(RU).
Но формалистика — не страховка. Так что пока просто смотрим со стороны.
✈️ Надеюсь, что Самолёт пролетит погашения в 2027 без турбулентности. А пока — наблюдаем, анализируем, но со стороны.
#облигации #самолёт
-
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией