Чистый выхлоп. О лидерах и перспективах рынка электрокаров
Объем мирового рынка электромобилей в 2021 году составил $170 млрд, а к 2022 году расширился до $208,6 млрд, свидетельствуют данные AltEnergyMag. Ожидается, что к 2030 году объем рынка электрокаров может достичь $ 1,103 трлн, а среднегодовой темп роста в период с 2022 по 2030 год составит порядка 23,1%. Среди основных факторов возросшего спроса на электромобили – стремление правительств по «озеленению» экономики, а также ощутимый рост цен на нефть, который вынуждает водителей пересаживаться из бензиновых авто в электрокары.
Доля EV на мировом рынке в последние годы растет, при этом пять ведущих брендов уже занимают порядка 50% рынка. США были первой страной, которая начала массово внедрять электромобили, однако теперь в лидерах оказался Китай. Спрос на электромобили в Китае переживает настоящий бум, продажи стремительно растут и достигли недавно рекордных 32% рынка стандартных легковых авто. В пятерке лидеров на мировом рынке электромобилей на сегодняшний день находятся BYD Auto, Tesla, Wuling, Volkswagen и GAC Motor.
Как развивается рынок электрокаров? Какие перспективы у Tesla? Что ждет рынок электромобилей в России? В этих и других вопросах Finam.ru разбирался вместе с экспертами.
Китай рвется в бой
Мировым лидером на рынке электромобилей сейчас стала «Поднебесная». На внутреннем рынке китайским автопроизводителям удается обойти своих зарубежных конкурентов, а благодаря повышению качества продукции и производительности электрокары из Китая стали популярными в Европе.
Согласно данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), по итогам 2022 года в стране было продано 6,548 млн электромобилей, что на 94,3% больше, чем в 2021 году. Для сравнения, по данным Counterpoint Technology Market Research, прирост продаж электрокаров в США в минувшем году составил 54% и достиг 830 тыс. единиц (что составляет лишь 6% от общего объема продаж легковых автомобилей в стране). В то же время последнее исследование аналитической компании Canalys свидетельствует о том, что мировые продажи электромобилей в 2022 году возросли на 55% г/г и достигли 10,1 млн единиц, а крупнейшим рынком в этой области стал Китай, где было реализовано 59% электромобилей, произведенных во всем мире.
Лидерские позиции по объемам продаж в настоящее время принадлежат компании BYD, если считать подзаряжаемые гибриды. Согласно отчетности компании, продажи в 2022 году составили 1,86 млн авто, что оказалось на 152% выше показателей 2021 года. При этом в первом квартале 2023 года BYD продала 552 076 автомобилей, что на 90% больше, чем в первом квартале 2022 года, а продажи Tesla, для сравнения, составили в минувшем квартале 422 875 единиц.
Между тем, как отмечает Анна Буйлакова, аналитик ФГ «Финам», Tesla - единственный прибыльный производитель электромобилей, который имеет «запас прочности», чтобы выйти победителем из «ценовых войн». «Китайские производители электромобилей еще не вышли на прибыльность и не поспевают за теми темпами снижения цен, которые задала Tesla. Ранее CEO китайской Nio заявил, что производитель электромобилей будет поддерживать цены на высоком уровне, а не снижать их. Снижение цен на автомобили Tesla, в то время как ближайшие конкуренты не имеют возможности ответить тем же, может положительно сказаться на рыночной доле Tesla», - полагает эксперт. Более того, по словам Буйлаковой, Tesla нацелена на использование операционного левериджа по мере масштабирования.
$TSLA #сердце_пульса