⚖️ Аллокация на IPO – что это такое
?
Аллокация на IPO — это процент успешного выполнения заявки на приобретение акций при их первичном размещении. Фактически это мера успешности принятия заявки.
Проще говоря, аллокация показывает, сколько акций в ходе IPO вы получили по сравнению с тем, сколько их хотели купить - от 0% до 100%. Допустим, вы подали заявку на 20 тыс. руб., а получили акций только на 2 тыс. руб. – тогда аллокация составит 10%. Аллокация достигает 100% нечасто. Иногда инвестору не удается получить даже одну акцию.
🤔 Почему обычно выполняются не все заявки?
Все дело, конечно же, в балансе спроса и предложения. Аллокация 100% получается у не очень-то привлекательных акций. Чем привлекательнее акции компании, которая выходит на IPO, тем меньше аллокация, поскольку большее число инвесторов хочет поучаствовать в первичном размещении. Представим, что компания выводит на биржу 1000 акций, а инвесторы подали заявок на покупку 2000 акций, хотя такое количество просто физически не размещается. Что делать? Можно удовлетворить только часть заявок. Но тогда придтся полностью отказывать части инвесторов в покупке акций, что неправильно, ведь в итоге некоторые купят столько, сколько хотели. «Все или ничего» - не лучшее решение вопроса. Более справедливо распределить акции равными долями в соответствии с размером заявки.
💡 Может ли быть аллокация 0%?
Да, может. Так случается, если вам не дали купить ни одной акции. Например, вы подали заявку на 20 тыс. руб., аллокация составила 5% - т.е. 1 тыс. руб. При этом одна акция стоит 2 тыс. руб., и на нее, получается, средств не хватило. В итоге заявка не исполняется даже частично.
🤝 Зависит ли аллокация от брокера?
Да. По сути, можно выделить два этапа распределения акций в ходе IPO. На первом этапе инвесторы подают заявки на IPO у своих брокеров. Компания-эмитент видит суммарные заявки от брокеров и выделяет определенное количество акций на каждого из них в соответствии с суммарным количеством заявок. На втором этапе уже сам брокер распределяет акции между инвесторами. Но вот структура заявок у каждого брокера может быть различной. А значит, при заявках на равные суммы можно получить разное количество акций у разных брокеров.
А примеры будут?
📍В конце 2022 года прошло IPO компании Whoosh
$WUSH . Компания в ходе IPO собрала в 2 раза меньше планируемой суммы. Общий объем IPO оказался более чем в два раза меньше, чем планировалось (до 5 млрд руб.). Стоимость акции была зафиксирована по самому низкому диапазону ценовой границы. Аллокация составила 100%.
📍В 2020 году на биржу вышел Совкомфлот
$FLOT . И на этом IPO аллокация также составила 100%. Выходит, предложение превышало спрос, раз акции достались всем желающим. Да еще и сразу после размещения они начали падать.
📍И, конечно, история последних дней – IPO ГК Астра
$ASTR . Аллокация составила менее 4%. Это значит, что при заявке на 1 млн руб. инвестор имел возможность получить акций только на 40 тыс. руб. Спрос значительно превысил предложение. ГК Астра разместила акции по верхней границе ценового диапазона – 333 руб. за бумагу. Все объяснимо, поскольку финансовые показатели бизнеса достаточно качественные, а акций инвесторам предлагалось не так много – Free-float составил всего 5%.