Закон о платформенной экономике. Что это и как отразится на покупателях? Часть 1
Обозначения по тексту:
$OZON - синий, Wildberries - фиолетовый
🔹 Предпосылки к появлению закона
Первые разговоры о том, что в России нужно как-то регулировать маркетплейсы, появились в 2021-2022 годах. Все мы помним ковид, после которого начался рост маркетплейсов. Говоря о росте, я опираюсь на данные, которые есть в открытом доступе: по данным исследования «Яков и Партнеры», с 2019 по 2024 год рынок e-commerce в России вырос более чем в 7,5 раз — с 1,7 до 12,6 трлн рублей. Среднегодовой темп прироста составил ~49%, что в восемь раз превышает аналогичный показатель традиционного ритейла.
Кроме того, вспомните сами как было – в 21 году каждый второй стал «предпринимателем» и рассказывал об успешном успехе на фиолетовом маркетплейсе, о том, как он купил на рынке партию носков и продал их с наценкой х10. Из каждого телеграм-канала мы слышали о том, что на «маркетплейсах заработать сможет каждый», «это легкий бизнес купи-продай». Дополнялось все красивыми нельзяграмными фотографиями с тачками, Дубаями и всеми классическими атрибутами красивой жизни. Даже Игорь Рыбаков (58-е место Forbes, сооснователь Технониколь) в 2022 году проводил вебинар «Миллион на товарке за месяц» (публикация в канале
#2676, скриншот прикрепляю).
Да, в 2019-2020 году можно было пойти на рынок Торговод, купить резинки для волос и продавать их с сумасшедшей прибылью. Такое действительно было и каждый мог заработать на этом целое состояние. Среди моих друзей тоже находились те, кто хотел продавать на маркетплейсах – кто колготки с Торговода, кто канцтовары, кто детские костюмы.
Благодаря этому все и закрутилось: предприниматели с фиолетового и синего маркетплейсов проводили бесконечные обучения => появлялись новые предприниматели => новые предприниматели проводили еще обучения => маркетплейсы ловили момент и тратили деньги на привлечение новых покупателей => повторяем так несколько раз и вот мы уже забрали у традиционной розницы огромное количество покупателей.
По оценкам аналитиков, в 2020 году Wildberries потратила на рекламу и привлечение клиентов около ~$250 млн (источник РБК), а уже в 2022 году ~$670 млн (по данным AdIndex). У
$OZON расходы чуть поменьше, но тоже были значительными - ~$139 млн в 2020 и в 2022 уже ~$339 млн.
Так бы и продолжалось дальше, но на рынке были и есть другие игроки, которым не сильно понравилось, что большая часть покупателей ушла от них на маркетплейсы. Некоторые, кстати, перестроились, и поэтому сейчас у многих ритейлеров появились свои онлайн-площадки. К примеру, есть маркетплейс от
$MGNT,
$MVID,
$SBER и т.д.
Получается, что рост маркетплейсов и сервисов экспресс-доставки стали ключевыми стимулами для традиционных ритейлеров и побудил их создать собственные онлайн-каналы продаж и доставки.