От любви до ненависти. График «хайпа»
Сегодня поговорим о самом непредсказуемом элементе на фондовом рынке. Нет, не о Трампе и не о ключевой ставке. О настроении участников рынка (частные инвесторы, институциональные). Это сила, которая может вознести акции никому не известной компании до небес и так же быстро разбить их о землю.
Давайте посмотрим, как психология толпы играет злую шутку с котировками акций.
Акт 1: Запуск технологии.
Например, история Т-Банка началась в 2006 году с покупки малоизвестного «Химмашбанка» и запуска инновационной модели для того времени - дистанционного обслуживания. К 2013 году банк подготовили к IPO на Лондонской бирже, процедура серьезная, требующая кропотливой работы, большого количества встреч с инвестфондами (на шару не проскочишь).
Настроение инвесторов: Оптимизм, жажда риска, поиск «следующей большой идеи».
Что делают: Верят в светлое будущее, скупают акции на слухах и анонсах. Котировки растут не потому, что компания качественная, а потому, что все верят в её потрясающее завтра. Это стадия «Хайпа». Цена летит вверх, часто в отрыве от фундаментальных показателей.
Лозунг: «Все будут пользоваться онлайн-банкингом! Это же будущее!»
Акт 2: Пик завышенных ожиданий.
Успешное проведение IPO вселяет уверенность. Брокеры и деловые издания пишут про TCS group (бывшее название Т -Технологий), история раскручена до предела. Цена акций растет.
Настроение инвесторов: Эйфория, уверенность в своей гениальности, страх упустить выгоду (FOMO).
Что делают: Покупают акции, часто инвестируя последнее. Мысли: «Все же купили, и я куплю! Рост будет вечным!». Это кульминация графика хайпа.
Лозунг: «Да они перевернут весь банкинг! Акция по 20$ – не предел!»
Акт 3: Спуск к нижней точке разочарования.
Сначала депутаты предложили поправки к закону «О потребительском кредитовании» и акции в моменте потеряли ~27% стоимости. Затем об ошибке сообщили, котировки начали отрастать, но через несколько месяцев наступила «Крымская весна». Это уже был удар для всего рынка. ЦБ среагировал поднятием ставки, начался кризис в банковской системе, на этом фоне котировки упали до уровня 2,5-3,5$ (до 85% от цены IPO).
Настроение инвесторов: Нервозность, желание сбежать любыми средствами.
Что делают: Начинают фиксировать убытки. Такая серьезная просадка вызывает не покупки, а панику. Хайп сменяется разочарованием. Те, кто ещё вчера верил в «светлое будущее», сегодня называют компанию «лохотроном».
Лозунг: «Все пропало, завтра TCS банкрот!»
Акт 4: Склон просвещения.
Спустя время банковская система приходит в себя. Регулятор начинает снижать ставку, страсти утихают, выходят позитивные отчеты. Становится понятно, что кризис пройден.
Настроение инвесторов: появляется надежда, проявление осторожности.
Что делают: снова начинают покупать, читают отчеты и аналитику.
Лозунг: «У компании есть будущее»
Что нам это показывает?
История «Т-Технологий» – наглядная иллюстрация поведения толпы.
Сейчас эта компания находится на плато производительности, но не так давно будоражила неокрепшие умы.
На наших глазах история повторяется в таких компаниях как Whoosh, Делимобиль, немного отличаются детали, но суть такая же.
Сложно оценить достигли ли котировки дна, но точно можно сказать, что после достижения точки разочарования случится разворот, и те, кто еще недавно хоронил компании начнут менять свое мнение.
Вывод: Нужно уметь ждать момента, когда хайп выдохнется, паника уляжется, и можно будет трезво оценить реальную стоимость компании.
P.S. Участие в IPO это в 99% случаев покупка на хайпе.
$T $WUSH $DELI
#инвестиции #психология