Майские - хороший повод разобрать завалы и уделить внимание изучению нового. Сейчас смотрю на отрасли, где происходят трансформационные процессы
С прошлого года слежу за компанией Монополия, которая делает цифровую революцию в сфере автомобильных грузоперевозок. Эта отрасль из очень традиционного бизнеса, где много неэффективностей, простоев и ручной работы - и цифровизация напрашивается уже давно
Что делает Монополия?
Вам она может быть известна как покупатель перевозчика
$GTRK, однако в последние годы активно развивает цифровую платформу, позволяющую решить несколько задач в одном месте и онлайн: от поиска грузоотправителя или перевозчика до оплаты страховки, топлива и юридических услуг. В США аналогичным бизнесом занимается Uber Freight, в Китае Full Truck Alliance, в Бразилии - CargoX, так что это общемировой тренд
В России сейчас рынок автомобильных перевозок крупнотоннажных грузов оценивается в 5,2 трлн (Kept), а доля цифровизации всего 3,6%: для сравнения, в Китае - 13,9%! Здесь есть пространство для кратного роста. Что Монополия и делает: демонстрируя CAGR EBITDA за последние 3 года в 45%
Теперь посмотрим на цифры:
- С 2022 по 2024 выручка выросла вдвое - до 60 млрд рублей. Ключевой драйвер роста – цифровые сегменты. Совокупно на цифру уже приходится 83% выручки за 2024 год
- За тот же период EBITDA увеличилась в 2,3 раза, однако в 2024 снизилась относительно 2023 с 3,5 млрд до 2,7 млрд. Тут важно тоже ометить, что «легкие» (цифровые) сегменты Монополии тянут наверх, а «тяжелый» сегмент (грузовики) отъедает EBITDA
- А вот чистая прибыль волатильна: в 2022 был убыток 343 млн, в 2023 прибыль 3,9 млрд, в 2024 - убыток 3,4 млрд
- Чистый долг за последние 2 года вырос с 5,5 млрд до 13,5 млрд
Бизнес-модель и идея интересные, однако есть ряд вопросов. На уровне P&L все вроде понятно, почему выросла долговая нагрузка? Чистый долг 4,9х EBITDA против 3,9х годом ранее.
Смотрел их свежий эфир с Игорем Шимко, где этот вопрос также поднимался: компания реализует масштабный инвестиционный план по развитию платформы, дял чего потребовалось заемное финансирование. При этом долг точно есть чем крыть - рыночная стоимость техники, которая принадлежит Монополии, превышает размер долга и составляет 17 млрд рублей. План по снижению долговой нагрузки, в том числе, связан с продажей транспорта сторонним перевозчикам, которые далее смогут работать на платформе Монополии, генерируя дополнительную выручку. Win-win
Таким образом, и от «тяжелой» части бизнеса избавятся, и деньги с новыми клиентами получат. Их число (грузоперевозчиков) в 2024 году выросло на 45,9% до 5,5 тыс; активных грузоотправителей стало на 21,4% - больше 1,6 тыс.
Монополия заявляла о планах привлечь крупного инвестора (сейчас в процессе сделка с ВИМ Инвестиции, которые планируют войти в капитал Монополии) и выйти на IPO
На мой взгляд, говорить об этом рано: идея сама по себе революционная, да и реализация идет успешно. Но пока Монополии стоит двигаться дальше в реализации стратегии перехода к asset-light модели и масштабирования бизнеса. И решить вопрос с долгом
У компании есть 4 выпуска облигаций - один флоутер по ставке ЦБ+3,75% и 3 - с фиксированным купоном и доходностью 25-29%. Бонды рынок воспринимает хорошо, торгуются они выше номинала (кроме флоутера).
Дальнейшее развитие бизнеса связано непосредственно с цифрой – продолжение перехода на asset-light модель, повышение эффективности транзакций при помощи технологий. Будем следить за ней и дальше, а я буду держать вас в курсе
P.S. Вспоминая, от чего рынок такси отталкивался в начале своего пути (завышенные тарифы, диспетчеры, криминал, ожидание по несколько часов) и куда пришел, есть большая вера, что и с грузоперевозками все получится удачно.
$RU000A10ARS4
👍