Одним из явных и ярких индикаторов приближения пика рыночного цикла является бум IPO. Российские инвесторы должны были хорошо прочувствовать на себе этот эффект, ведь с лета прошлого года на рынок вышла куча новых эмитентов. Только навскидку: ЮГК, Совкомбанк, Henderson, Европлан, Делимобиль, МТС-Банк, CarMoney, ЕвроТранс, МГКЛ, КЛВЗ, Займер, АПРИ, Генетико, Диасофт, Промомед, Всеинструменты.ру, ИВА, Элемент, Астра.
Настоящее явление!! Спустя более чем год после рыночного бума, когда индекс серьезно откатился и выпустил пар, можно подвести первые итоги парада IPO. Вывод неутешительный: на многочисленных размещениях инвесторы в среднем потеряли достаточно много денег.
Жадность и эйфория не лучшее время для покупки акций. Но сами эмитенты задачу выполнили: привлекли деньги дорого и задали высокую оценку бизнесу на будущее (пригодится, когда акции снова станут дороги).
При этом истории "успеха" сильно отличаются от периода выхода на биржу, а так же от оценки бизнеса, которую хотел эмитент\собственник. Сначала зафиксируем факты:
1) В плюсе с момента IPO: Совкомбанк, ЮГК, Генетико, Диасофт, Астра.
Но при этом нормальные объемы недалеко от цены размещения можно было купить только в Совкомбанке и ЮГК. Оставшиеся три эмитента давали мизерную аллокацию, а от цены второго торгового дня тоже в убытке!!!
2) Около нуля: Хэндерсон и, внезапно, МГКЛ!!!
3) В относительно небольшом убытке: Европлан и Промомед.
4) В огромном убытке более 30% от размещения: МТС-банк, Кармани, Евротранс, Займер, ВИ, ИВА, Элемент, КЛВЗ. В этом списке особенно выделяются ВИ, Ива и Элемент, которые выходили по откровенно завышенным мультипликаторам и на излете рыночной эйфории, поэтому не дали инвесторам ни одного шанса выйти в прибыль.
Отмечу два факта. Во-первых, чем ближе дата IPO к началу рыночного бума, тем адекватнее оценки и тем вероятнее получение прибыли. То есть участвовать в размещениях нужно, когда это первое IPO за долгое время, а не когда у тебя уже год каждую неделю новые эмитенты на рынке.
Во-вторых, почти все компании выходили с планами ростам бизнеса и под этим соусом продавались дорого. Большинство компаний свои обещания выполнить не смогли (пока не смогли)! Так что слова и обещания менеджмента (как позитивные, так и негативные) не являются истиной в последней инстанции. Помните об этом.
Ну а в целом, кое какие истории уже сегодня выглядят весьма привлекательно для долгосрочного инвестора. Главное, чтобы они не стали еще привлекательнее через пару недель.
#бородаинвестора #IPO #акции #инвестиции #дивиденды #биржа