«Когда есть груз и спрос — система работает сама»
Замглавы ОАО РЖД Ирина Магнушевская о перевозках угля
Погрузка угля — самого массового груза на железной дороге — по итогам января—ноября 2025 года сократилась на 1,5% год к году, до 296,8 млн тонн. Регуляторы и угледобывающие регионы в этих условиях продолжают обсуждать механизмы, которые могли бы стимулировать перевозки. О прогнозах отгрузок угля на 2026 года и практике соглашений с регионами “Ъ” рассказала заместитель гендиректора ОАО РЖД Ирина Магнушевская.
— Какой объем перевозки угля прогнозируете на этот и 2026 год?
— По предварительным итогам 2025 года мы ожидаем погрузку угля на уровне 325 млн тонн. Это несколько ниже, чем в прошлом году. Основные причины — аномально теплая зима, снижение спроса со стороны металлургов и сокращение объемов обогащения угля. Снижение составило около 4%.
При этом, несмотря на все внешние ограничения, экспортные перевозки показали рост почти на 1 млн тонн. Наиболее динамичный рост — на восточном направлении, где ожидается рекордный объем 119 млн тонн, что на 6,5% выше прошлогодних показателей.На 2026 год мы прогнозируем незначительную коррекцию — ожидаемое снижение на 1%, до примерно 322 млн тонн. Поставки на внутренний рынок, по нашим оценкам, сохранятся на уровне текущего года. На восточном направлении также планируем удержать объемы на высоком уровне — около 117 млн тонн.
— Минэнерго считает необходимым заключение соглашений между ОАО РЖД и регионами по гарантированному вывозу не менее 130 млн тонн угля на экспорт. Как относитесь к этому? Как выполняется действующее соглашение с Кузбассом?
— Наша принципиальная позиция — мы выступаем против практики подписания таких отдельных соглашений. Существуют утвержденные нашим правительством правила недискриминационного доступа к инфраструктуре. Их основа — распределение пропускной способности пропорционально вкладу грузов в экономику страны. Перевозки должны осуществляться в зафиксированной очереди, без искусственного «проталкивания» кого-либо вперед.
Что касается соглашения с Кемеровской областью. В этом году ОАО РЖД сделало все необходимое для достижения целевых параметров экспорта угля из Кузбасса на Восток в размере 54,1 млн тонн, как это предусмотрено нашими обязательствами с администрацией региона. Однако не могу не отметить, что ОАО РЖД добивается исполнения показателей вопреки действиям наших контрагентов. По текущему соглашению на запад не было предъявлено к перевозке около 20 млн тонн угля, а количество отказов от согласованных ОАО РЖД заявок на очень востребованный сегодня клиентами восток превышает 1 млн тонн. Более 260 тыс. тонн угля потеряно к вывозу из-за использования старых вагонов вместо так называемых инновационных с повышенной грузоподъемностью. Это притом что в соглашении с апреля нам был обещан переход на инновационные вагоны на 100%. Несмотря на это, мягко говоря, недобросовестное поведение, ОАО РЖД удалось компенсировать потери, допущенные угольными компаниями. Некоторые участники рынка откровенно демонизируют идею «вези или плати», но ее суть предельно прозрачна и проста: грузоотправитель и перевозчик заключают договор, в котором фиксируется гарантированный объем перевозок в определенный промежуток времени. Если клиент по каким-либо причинам не воспользовался провозной способностью и груз не предъявил, то он оплачивает перевозку так, как если бы груз был перевезен. Это не штраф, а гарантированная плата за бронирование пропускной и локомотивной мощности. ОАО РЖД готово обеспечить вывоз любого объема в рамках наших провозных мощностей. Нам не нужно «столбить» квоты — нужно, чтобы груз был предъявлен.
$RU000A104SY8