Легенды прошлого года стремительно теряют популярность и капитализацию! Самое время познакомиться с ними поближе и попытаться оценить реальную стоимость бизнеса. Быть может эти падающие ножи нужно выкупать? Я уже однажды высказывался относительно одной такой истории - Peloton (
$PTON ) - на мой взгляд это пузырь по любой цене, что на пике стоимости, что после падения котировок в 4 раза. Покупка дорогущего велотренажера по подписке изначально казалась мне очень странной долгосрочной бизнес моделью без каких либо конкурентных преимуществ. В моменте она выстрелила, но сейчас совершенно логично стремительно теряет популярность. Но сегодня мы обсудим другого легендарного чемпиона эпохи массовых локдаунов.
Zoom Video Communications, Inc. (
$ZM ) - американская компания коммуникационных технологий, которая предоставляет услуги удалённой конференц-связи с использованием облачных вычислений. Компания предлагает коммуникационное программное обеспечение, которое объединяет видеоконференции, онлайн-встречи, чат и мобильную совместную работу.
Такой простой набор услуг идеально лег на резко возникшую необходимость удаленной работы у миллионов малых, средних и крупных предприятий! ZOOM не просто вошел в мир корпоративного ПО, он ворвался в него верхом на горящем спортивном байке! В какой-то момент выручка компании росла более чем на 200% год\году. Естественно, рынок не мог игнорировать такой рост и капитализация устремилась в космос. Далее обычный водоворот событий: попадание в различные индексы, подтянулись активные и пассивные фонды и так далее. Всего через 2 года после публичного листинга капитализация ZOOM достигла нереальных 150 млрд долларов. Вау! Собственно, глядя на экспоненциальные темпы роста выручки и прибыли, можно было сказать, что невероятная оценка даже в чем-то оправдана. При желании оправдать можно все, что угодно. Некоторые даже фашизм оправдывают.
Ключевой вопрос, на который я не нашел ответа и из-за которого не стал покупать акции: "Что уникального есть в продукте ZOOM, что поможет ему в борьбе с конкурентами?" Ведь видео связь в 21 веке - это далеко не уникальная технология, к тому же на рынке уже есть точно такие же проекты от Cisco
$CSCO и MSFT
$MSFT . Причем последняя может продавать свой продукт просто по умолчанию вместе с подпиской на кучу своих прочих SaaS сервисов. Бороться с таким конкурентным предложением, имея фактически единственный продукт, невероятно сложно! Да, в разгар пандемии за компанию сыграл хайп (название ZOOM было буквально в каждой новости и кажется даже отечественные школы вели уроки через эту платформу), но что же произойдет, когда хайп схлынет?
А произойдет ровно то, что и должно произойти - рост выручки резко замедлится! Более того, если верить прогнозу менеджмента, от высокой базы третьего квартала выручка вообще расти не будет!! Сколько же должен стоить бизнес с резко замедляющимися темпами роста?
Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте сначала почитаем, что говорит менеджмент на звонке о текущей ситуации и как собирается дальше развивать бизнес:
- лидер в своем сегменте по версии Gartner 6й год подряд;
- чистые темпы роста в долларовом выражении для клиентов с более чем 10 сотрудниками превысили 130% в течение 14-го квартала подряд;
- расходы на исследования и разработки выросли на 169% в годовом исчислении;
- доходы будущих периодов на конец периода составили 1,2 миллиарда долларов, что на 39% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
- RPO - стоимость всех подписанных контрактов - составила 2,5 млрд долларов, +51% г\г;
- инвестируют в ЦОДы.
Выводы и прогнозы разберём
@Borodainvestora
#бородаинвестора #ZM
#ZOOM #ZoomVideo #отчет #акции #связь #IT
#видео #конференция