#IPO #акции
Российский рынок IPO 2023-2024 гг.: Или все не как у людей
Недавно мы в нашем чате обсуждали с аудиторией — почему же рынок IPO в РФ не является чем-то действительно показательным с точки зрения стандартного понимания ECM. Решили сделать отдельную публикацию со статической сводкой.
Допущения
— Развитие рынка IPO в РФ:
(а) до 2022 года. Время редких размещений по адекватным критериям и оценкам.
(б) 2022 - середина 2023 года. Постепенное осознание компаниями, что рынок уже не тот, так как сепарировался от внешнего рынка. Также мы наблюдаем два кейса выхода на IPO / прямой листинг компаний с предварительным Pre-IPO.
(в) середина 2023 года - настоящее время. Рынок понял, что сепарация от международного капитала закрывает внутри много денег и потенциально их некуда инвестировать кроме депозитов. Критерии выхода сильно смягчаются.
— В идеале нужно смотреть результаты без учета падающего рынка и какого-либо внешнего давления, чтобы в изолированном факторе оценить выживаемость компании при прочих равных.
Ключевые выводы
— Кейсы PT, Whoosh и Самолет - это адекватные рыночные IPO, которые проходили в рыночные времена. Т.е. имеется ввиду, что ECM голодал от недостатка эмитентов и практически каждое IPO расценивалось для рынка как одно из немногих и в ближайшем будущем не ожидалось новых (такова специфика РФ рынка).
— С учетом, что мы находимся на стадии (в), то нет смысла анализировать IPO, которые были до. Все они были оценены адекватно, рынок был в трезвом состоянии, доля институциональных инвесторов могла быть существенной. и как мы видим, по прошествии времени большинство IPO из стадии (а) и (б) показали околонулевой / отрицательный результат, так как рынок перестроился для многих компаний.
— Самые примечательные два аутлаера: (а) Генетико и (б) Астра. Они показали хороший перформанс даже при высоких оценках. В случае с Генетико несколько факторов повлияли на это: (а) единственный представитель в отрасли на публичном рынке, (б) тишина IPO на РФ рынке, (в) адекватная оценка, (г) Pre-IPO + маркетинг размещения в нужный тайминг.
В случае с Астрой: (а) начало текущего цикла череды размещений РФ компаний (первые из первых), (б) лидер отрасли со значительным отрывом, (в) хорошая история роста для маркетинга в институционалах (затраты на IPO колоссальные).
— В остальных кейсах эмитентов можно сегментировать на мусорных и инвестиционных - те, которые могли бы спокойно размещаться в стадиях (а) и (б).
Инвестиционные: ЮГК, Совкомбанк, Henderson, Европлан, Делимобиль, МТС-Банк
$HNFG
Мусорные: CarMoney, ЕвроТранс, МГКЛ, КЛВЗ, Займер, АПРИ
Ни рыба, ни мясо: Генетико, Диасофт, Промомед, Всеинструменты.ру, ИВА, Элемент, Астра
— Нельзя называть полноценным размещение на рынке IPO, в котором (а) практически нет пакетов >10%, (б) выходят эмитенты, которых раньше и близко к бирже не подпустили бы, (в) практически все размещения пропускаются институционалами, (г) размещение происходит только ради размещения и не более (оценка на бумаге).
Сравнение перформанса MCFTR vs SPXTR
На следующих таймфреймах индексы перформят лучше, чем акции эмитентов:
— 1 день: 32% / 18%
— 7 дней: 42% / 27%
— 1 месяц: 50% / 18%
— 3 месяца: 43% / 30%
— 6 месяцев: 36% / 38%
— Весь период: 53% / 27%
Личное мнение
— В 2024 году не было ни одного рыночного (как полагается на развитых рынках) IPO. Выходили, чтобы выйти и зафиксировать оценку в моменте на бумаге.
— IPO - это долгосрочная история. Сейчас же рынок покупателя мыслит в терминологии быстрого апсайда и выхода из бумаг.
— Пока не будет больших пакетов на размещение, не будет и адекватных оценок, потому что легче слить миноритарный пакет по высокой оценке и зафиксировать апсайд, нежели продать более существенный пакет по такой же оценке.
— Из 100+ планируемых размещений действительно интересных, в которых компании реально работают на рыночное IPO, можно пересчитать по пальцам. Например, Selectel - это история, к которой эмитент идет более 2-х лет. Это адекватный трек для любого IPO.